«ДЕТИ ДОЖДЯ»
Так называют ребят, у которых установлен диагноз «аутизм». Это довольно распространённое заболевание в современном мире. Специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что количество детей с этим диагнозом растёт на 13 процентов в год. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространённость расстройств аутического спектра составляет 1 случай на 160 новорожденных.
По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 2 апреля признан Всемирным днём информирования о проблеме аутизма. Но что мы знаем об этом расстройстве и особенностях поведения с такими людьми? За консультацией корреспондент районной газеты «Сцяг Саветаў» обратилась к профессионалу – Ольге Германовне ЛУКИНОЙ, учителю-дефектологу Кличевского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
– Ольга Германовна, что же такое аутизм?
– Это расстройство развития, главным проявлением которого является отстранение от окружающего мира, «уход в себя». В настоящее время аутизм является одним из самых распространённых нарушений развития. Процесс коммуникации для таких детей является достаточно сложным и абстрактным. «Дети дождя» не понимают, зачем нужно обмениваться информацией со сверстниками, они не осознают, что другие люди не понимают их, что нужно объяснять свои желания и намерения вербально и невербально. Потому что иначе их желания останутся невыполненными. Вследствие этого непонимания дети начинают проявлять агрессию и самоагрессию (бьют себя по лицу, по голове, кусают руку и др.).
– Что вызывает аутизм?
– Эксперты считают, что в своей основе аутизм может иметь генетическую предрасположенность. Учёные всего мира пытаются выяснить, какие именно гены могут нести ответственность за сбой в системе мозга человека и какой принцип лежит в наследовании болезни. Другие исследователи полагают, что аутизм может быть связан с иными медицинскими проблемами или факторами окружающей среды. Вполне вероятно, что важную роль в развитии аутизма играет врождённая хрупкость эмоций маленького человека. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребёнок старается закрыться от внешнего мира.
– Охарактеризуйте, пожалуйста, симптомы аутизма.
– Родителей должно насторожить стремление ребёнка уйти от общения, избегание зрительного контакта, желание ребёнка ограничить контакты даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру. Стереотипность поведения, повторяющиеся монотонные движения, страхи, агрессия, самоагрессия, задержка речевого и интеллектуального развития также должны стать поводом для обращения к специалистам. Эти и другие необычные поведенческие проявления ограничивают возможности развития ребёнка, являются тягостными для членов семьи и окружающих.
– Каким образом диагностируется аутизм?
– Характерная особенность аутизма в том, что не существует медицинских анализов, которые смогли бы его диагностировать. Только наблюдая за поведением ребёнка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм». Основные симптомы можно разделить на несколько категорий. К первой относятся социальные взаимодействия и отношения. Например, у ребёнка могут возникнуть проблемы со зрительным контактом. Люди с аутизмом по-другому воспринимают время, тяжело переживают боль и обиды. Детки, которые страдают ранним детским аутизмом, часто не реагируют на появление близких людей, не откликаются на улыбку. Они ведут себя так, словно рядом никого нет. Одновременно с этим бывают случаи бурной реакции на любое изменение окружающей среды (к примеру, на смену режима дня). Такие дети не общаются с окружающими, предпочитают игры в одиночестве, не откликаются, когда их зовут (не время от времени, а практически постоянно). Ко второй группе симптомов относятся вербальные и невербальные коммуникации. К примеру, когда ребёнок просто не может говорить. Или напротив, часто повторяет определённые фразы снова и снова. И третья группа симптомов – ограниченные интересы в деятельности или игре. К примеру, «дети дождя» младшего возраста часто фокусируются на части игрушки, а не играют с целой игрушкой. Они могут приходить в восторг от пустой бутылки и впадать в истерику при виде синего цвета. В любом случае, диагностировать аутизм должны специалисты, а родители лишь могут своевременно обратить внимание на особенности поведения ребёнка.
– Установлены ли случаи аутизма у детей в нашем районе?
– В минувшем году аутизм был диагностирован у одного ребёнка. Но проблема в том, что родители даже если видят странности в поведении своего ребёнка боятся обращаться к специалистам. В то же время, если взрослые заметили особенности в поведении ребёнка, не нужно бояться и ждать, что это «само пройдёт». Для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его специалистам. Поскольку это могут быть как симптомы заболевания, так и индивидуальные особенности ребёнка.
– Наверняка, у родителей возникает вопрос: насколько эффективным и продолжительным может быть лечение?
– Даже в самых тяжёлых случаях упорная коррекционная работа всегда даёт положительную динамику. Ребёнок становится более адаптированным, общительным и самостоятельным. При этом, чем раньше начинается работа с такими детьми, тем больших успехов можно добиться.
Беседовала Ольга ЛАПКО.
Фото автора.