«Я ВСЕГДА МЕЧТАЛ СТАТЬ АРТИСТОМ»
Оперный тенор Иван ПОТУПЧИК-БУХМАН – необыкновенно интересный человек, который посвятил жизнь музыке, четверть века прожил в Германии, но никогда не забывал о своей малой Родине – деревне Старые Максимовичи.
Наш гость с радостью согласился поделиться с читателями историей своего становления, рассказать о личной жизни, семье, работе, мечтах и многом другом.
– Иван Николаевич, Вы всегда видели своё будущее на сцене или рассматривали другие варианты собственной судьбы?
– В школьные годы я выбирал из трёх профессий, которым мог бы посвятить жизнь. Первая – это врач, вторая – школьный учитель и третья – артист. В детстве меня часто просили станцевать или спеть, и я всегда делал это с удовольствием. Скажу честно, что больше всего мечтал стать артистом.
– Своё первое выступление «на табуретке» можете вспомнить?
– Это было в Матевичах, на родине бабушки, где я танцевал перед прадедом, а он мне аплодировал. Прадед был обеспеченным человеком. Воспоминания о нём неизменно «сопровождает» старый самовар, который прадед раздувал специальным сапогом. Потом ароматный чай наливали в блюдца и пили его с сахаром и вареньем. Но сахар был совсем не такой как сейчас, это был цельный кусок, который дробили на маленькие кусочки. Это очень ярко отложилось в моей памяти. В Максимовичах у нас было большое зеркало на стене, перед которым я «выступал». Старался делать это так, как делают артисты, песни которых слушал по радио и телевидению. Специально ничего не заучивал, просто запоминал их очень быстро. Я до сих пор помню частушки, песни, которые слышал в детстве.
– Наверное, Вы были прилежным учеником…
– В школе я учился довольно хорошо, но в определённый момент «подкачала» математика. Дело в том, что этот предмет у нас сразу вела одна учительница, а потом она уехала и мои успехи «уехали» вместе с ней. Я не очень понимал нового педагога, и в итоге в школьном аттестате у меня красуется тройка по этому предмету. Позже она сыграла свою определённую роль в моей жизни. Сначала когда не позволила поступить в педучилище, а потом при поступлении в железнодорожное училище. В него я пошёл после 9 классов, но не на ту профессию, которую выбрал. Я хотел быть машинистом, водить огромные поезда и с высоты рассматривать всё, что происходит на станциях… Из-за тройки пришлось выбрать другую специальность. Я отучился на бригадира по обслуживанию железнодорожного пути.
– А как же мечта стать артистом?
– Мечта не пропала. С начала учёбы я выступал в художественной самодеятельности на сцене ДК железнодорожников. Солировал в молодёжном хоре, пел в квартете. После одного из концертов ко мне подошла незнакомая женщина и сказала, что мой талант нужно развивать и демонстрировать на совершенно иных сценах. Но как? У меня же нет музыкального образования, я нот не знаю. На что услышал: «Научат всему». Она узнала условия приёма в Молодеченское училище и сказала, что на вокальное отделение принимают с 18 лет, при этом музыкальное образование не обязательно. В итоге я поступил в это заведение, где проучился 4 года. Закончил его с красным дипломом, но с перерывом, поскольку через пару месяцев учёбы меня призвали в армию. Я служил в ракетных войсках стратегического назначения.
– И после училища поступили в Гнесинку?
– Да, но не сразу. Год я проучился в Минской консерватории, а потом решил попробовать поступить в Московскую консерваторию. Но не прошёл третий тур. Кто-то мне подсказал, что на день позже идёт приём в Гнесинке, и на следующий день я бросился туда. Но оказалось, что первый тур уже прошёл и через час начинается второй отборочный тур. Я бегал по кабинетам, просил, чтобы меня прослушали. В итоге уговорил. Во второй раз я вошёл на прослушивание почти в пять часов вечера, после того, как прослушали всех. А третий тур проходил на сцене большого зала, в это время я был уверен, что меня зачислят.
– Почему после учёбы не остались работать в Москве?
– Я вернулся в Минск, хотя было предложение петь в Московской опере. Отказался, поскольку в Минске меня ждали жена и сын, и было очень непросто разрываться между двумя городами. Но в Минске для меня места в опере не нашлось. В итоге я всё же устроился на работу, потом перешёл в оперетту, но личного роста не было. Я играл многих героев, известных персонажей, но солистом не был. Даже поработал преподавателем в пединституте на вокальном отделении. И в это время появилась возможность уехать в Германию.
– Каким образом Вы оказались в этой стране, да ещё во времена «железного занавеса»?
– Это воля случая. В то время просто так невозможно было уехать за границу, нужно было официальное подтверждение благонадёжности. Тогда я работал в вузе и писал диссертацию. А в соответствии с требованиями, необходимо было владеть одним иностранным языком. Я стал учить немецкий язык, который когда-то преподавали в школе, но его я практически не знал. Вот здесь и вмешался случай. Знакомый немец, с которым мы долгие годы вели переписку, предложил приехать в Германию поработать в театре, а параллельно и выучить язык. Это был хороший шанс. Но с первого раза меня не пустили. Это не обстоятельства, а личная неприязнь одного человека, с которым мы когда-то не сошлись во взглядах. Но через два года я всё-таки получил разрешение на выезд за границу. А ещё через пару лет, в 1990 году, заключил контракт с немецким театром города Дессау. Здесь я работал 14 лет, а потом открыл собственный музыкальный институт. К этому времени мне исполнилось 54 года.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об институте.
– По сути это музыкальная школа, но в Германии можно назвать учебное заведение так, как тебе нравится. А так как в городе уже была городская музыкальная школа, то для того, чтобы не повторяться, я назвал школу музыкальным институтом. Хотя мог назвать и академией, и консерваторией. В этом, конечно, большая разница с Беларусью и Россией, где название учреждения отражает уровень образования. Школа начиналась с нескольких учебных классов, постепенно она расширялась и в настоящее время в ней обучается 65 человек. Это не только дети, но и взрослые люди. Есть среди учеников и пенсионеры, которые всю жизнь мечтали научиться петь или играть на музыкальных инструментах.
– С кем Вам довелось выступать на сцене за столь долгое время?
– Самое замечательное воспоминание связано с дипломным спектаклем в Гнесинке «Не только любовь» по Щедрину, после которого Щердин и Майя Плисецкая пожали нам руки. Это незабываемо. Когда я там учился, нас окружали одни знаменитости. В Германии я работал со многими звёздами этой страны. К примеру, с Грегором Зейфертом, балетным режиссёром с мировым именем. Он пригласил меня в балетную постановку «Маркиз де Сад», где я играл роль отца Маркиза. Я ведь не только пою, но и хорошо двигаюсь. Кстати, именно этот спектакль позволил мне собрать деньги для открытия своего института. И вопло-тить ещё одну детскую мечту — танцевать на балетной сцене.
– Какие-то традиции с собой за-брали в Германию?
– У меня очень много белорусских сувениров, вышитых рушников, шкатулок и др. Когда приходят гости, мы обязательно кладём на стол белорусский рушник. Всегда очень приятно почувствовать частичку родины вдали от дома.
– Можете найти ключевые сходства и различия между немцами и белорусами?
– Менталитет этих двух национальностей, конечно, совершенно разный. Но и в одной, и в другой стране встречаются как хорошие, так и плохие люди. У нас в Беларуси мягкий, отзывчивый народ. Там тоже встречаются такие люди. Даже тот немец, который мне помог переехать в Германию, может служить примером.
– Как человек, который прошёл все преграды на пути к цели, что бы Вы посоветовали талантливым людям, которые хотят добиться успеха?
– Я горжусь тем, что всего добился сам. И на своём опыте скажу, что если человек хочет не просто заниматься музыкой, а чего-то добиться в этой сфере, нужно работать, причём много и упорно, забыть о том, что существует алкоголь и сигареты, ночные вечеринки. Потому что карьера – это большой труд. Многим придётся пожертвовать. И люди должны быть к этому готовы. Ещё моя педагог в училище говорила о том, что семья мне совершенно не нужна, поскольку это не даст мне реализоваться. Позже я убедился в её словах.
– То есть, Вы считаете, что карьера и семья несовместимы?
– Я абсолютно в этом убеждён. Нужно выбирать что-то одно. Причём, это знаю не только по собственному опыту, но и на примере многих знаменитостей. Уже сейчас, когда я не так активно занят карьерой, я могу позволить себе уделить время семье. Я женат во второй раз, моя жена – немка, но держу связь с сыном, который живёт в Минске.
– У Вас вторая фамилия немецкая. Это фамилия супруги?
– Да. В Беларуси не принято брать фамилию жены, а в Германии на это смотрят куда проще. Там берут фамилию, которая больше нравится, независимо от того, это фамилия мужа или жены. Я в шутку говорю, что вышел замуж. Да, с фамилией у меня получилась интересная история. Дело в том, что моя мама не брала фамилию мужа, её фамилия Книга. А по-немецки «бух» – это книга, «ман» – человек. Так что я книжный человек… Уже после нашей свадьбы я сказал маме, что хоть на немецком, но тоже стал Книгой, как и она. Сейчас я ношу двойную фамилию: Потупчик-Бухман.
– Очень интересно, на каком языке Вы думаете: русском или немецком?
– Уже столько лет прошло с тех пор, как я уехал в Германию, и за это время многое изменилось. Теперь я думаю по-немецки и порой ловлю себя на мысли, что мне нужно перевести немецкое слово на русский язык. Я ищу аналоги немецким словам. Но русский язык не забываю.
– Вы довольно часто бываете на родине. Успеваете пообщаться со всеми?
– Я обычно приезжаю летом и зимой. Раньше бывал чаще. Потому что у меня здесь вся семья, кроме жены. Здесь мама, братья, сёстры, племянники, сын в Минске. Конечно, пытаюсь встретиться со всеми.
– К тому же Вы успеваете встретиться с земляками, дать несколько концертов…
– Как правило, концерты проходят в Максимовичах и в Доме ветеранов агрогородка Дмитриевка. В этом году хочу провести концерт и в больнице сестринского ухода в Бацевичах.
– Кажется, что у Вас есть абсолютно всё. Мечты остались?
– Самая большая – стать дедушкой. Так жду того момента, когда смогу увидеть своё продолжение. Уже знаю, что буду своих внуков задаривать подарками. К сожалению, сын не спешит воплотить мою мечту в жизнь. Ещё хочу посвятить альбом своему сыну. Это пока в проекте.
– Иван Николаевич, если бы Вам сейчас дали в руки косу и попросили скосить траву, Вы бы смогли?
– Нет проблем. Хотите, могу продемонстрировать. Я и корову подою, да причём быстро и качественно. В детстве меня научили выполнять всю домашнюю работу, и сейчас, когда приезжаю к маме, помогаю ей.
– Что бы Вы пожелали землякам?
– Хочется сказать молодёжи, чтобы они ценили родителей и то, что они делают ради своих детей. Нужно помнить, что родители нуждаются в заботе, нежности и советах своих детей. А ещё хочу сказать, что нужно любить свою Родину, стремиться развиваться здесь.
Ольга ЛАПКО.
Фото Елены ГОНЧАРОВОЙ.