Уголок Кличевщины. Поплавы

  • Дыхание седой истории
    Деревня Поплавы. Название терминологическое, от белорусского слова «поплаў», заливной луг.
    Согласно с письменными источниками, Поплавы известны с 1579 года как село Поплавцы, владения Юрия Ходкевича, государственного деятеля Великого Княжества Литовского, представителя литовского магнатского рода. В 1738 году – в Любошанском старостве ВКЛ, государственная собственность.
    После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) – в составе Российской империи.
    В 1857 году – село в Игуменском уезде Минской губернии, собственность помещика. В 1897 году Поплавы входили в Должанскую волость Игуменского уезда Минской губернии, в них в то время было 47 дворов, 380 жителей.
    Исторический факт:
    2 апреля 1906 года крестьяне из Поплав, Стоял и местечка Кличев разрушили плотину в поместье Березино, принадлежащее графу Потоцкому, а после оказали сопротивление полиции при аресте зачинщиков.
    В 1917 году в Поплавах было 67 дворов и 461 житель. С 1916 года в деревне действовала земская школа. После на её базе была создана трудовая школа 1-й ступени (в 1925 году в ней было 52 ученика).
    В 1929 году организован колхоз «Чырвоны араты», в котором через год было 486 га сельхоз угодий, в том числе – 280 га пахотной земли и 60 коней.
    В 1934 году колхоз обслуживала Бацевичская МТС. Действовала смолокурня.
    В 1938 году построено новое здание для школы.

    Деревня моя, деревянная дальняя…
    В советское время в Поплавах были начальная школа, магазин, клуб, библиотека, действовала ферма крупно-рогатого скота, имелся табун лошадей.
    Через нашу деревню протекает небольшая речушка Смородинка. Такое название она получила от большого количества кустов дикой смородины по берегам реки. Старожилы утверждали, что ещё в конце 1800-х годах сельчане собирали с них обильный урожай ягод.
    Время вносит свои коррективы. Сейчас в Поплавах работает магазин и фермерское хозяйство «Боярское».
    Трудоспособные жители работают в фермерском хозяйстве, в Кличеве на различных предприятиях, летом многие занимаются сбором ягод и грибов.
    Какие они, мои земляки? Какой след оставили в истории?

    Матюшонки
    Самая распространённая в деревне фамилия – Матюшонок.Это древняя славянская фамилия. Считается, что произошла она от имени Матвей (от церковного Матфей, по древнееврейски означает «Божий дар»). Имя за длительное время трансформировалось в Матус, Матюш, Матюшонок. По этой фамилии узнают жителей деревни или выходцев из неё далеко за пределами района.
    Есть в Поплавах и другие фамилии. Считается, что это приезжие люди.
    Во все времена в Поплавах было много полных тёзок: одинаковое имя, фамилия и отчество. Пока не было названий улиц и нумерации домов, непросто было почтальону доставить почту адресату. Помогала смекалка. Почтальон запоминал, с какого адреса идёт корреспонденция и почти не ошибался. Сейчас другие времена. Письма почти не пишут, только официальные. Всю связь поддерживают по телефону или с помощью интернета. Осенью 2021 года в деревне проложили оптоволоконный кабель для скоростного интернета.

    Мы – земляки
    С каждым годом всё меньше жителей остаётся в Поплавах. Дети уезжают в города учиться и работать. Живут выходцы из нашей деревни в Кличеве, Бобруйске, Могилёве, Минске и других городах Беларуси. Есть наши земляки в Санкт-Петербурге, Мурманске, Тюмени, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Москве. Живут и в дальнем зарубежье: Польше, Германии, Словакии, Литве и Украине, Израиле и Италии, в Африке и далёкой Австралии.
    Раньше люди встречались на свадьбах, юбилеях, праздниках и узнавали обо всех переменах в жизни. Сейчас настало такое время, что место встречи родных и односельчан – на Радоницу у могил родных. Раз в год из разных уголков страны и зарубежья собираются односельчане и их дети, внуки, вспоминают ушедших, грустят и радуются жизни, встрече с родной деревней, которая в памяти остаётся навсегда.

    Топонимы
    В каждом населённом пункте есть географические названия каких-либо мест – топонимы. Они связаны с определёнными именами, фамилиями, событиями, явлениями. Время уносит подробности и детали, а названия мест среди местного населения, уроженцев деревни всё так же живут.
    Глинище – место в лесу, где копали голубую глину. Находится по дороге из Поплав на Розвань. Глубокие ямы и высокие холмы уже заросли лесом. В 19-м веке здесь брали глину для производства посуды на небольшой мануфактуре. В 60-70-е годы было и другое такое место в лесу, ближе к стояльскому лугу.
    Курганы – три кургана высотой около 3-х метров. По преданию, их насыпали в 17-м веке. Точно не известно, что это – захоронение воинов или знати, но чёрные копатели эти места и ранее не обминали.
    Трамплин. В 60-е годы молодёжь во главе с Эдуардом Ильичом МАТЮШОНКОМ из брёвен соорудили трамплин высотой около 2-х метров. Зимой детвора приезжала в лес на лыжах, съезжали с холма-горки, затем – на трамплин и прыгали. Спорт у нас всегда был в почёте.
    Розвань – опушка леса на высоком левом берегу Ольсы, в 1,5 км. от деревни. В 50-60-х годах здесь проходили маёвки. Сейчас проводятся турслёты школьников и молодёжи. Очень красивое место.
    Партизанский брод – место на реке Ольса, недалеко от впадения в неё нашей реки Смородинки. Название возникло во время Великой Отечественной войны.
    Емельянов дуб – место в лесу. Названо когда-то по имени местного пчеловода Емельяна МАТЮШОНКА. На высокий дуб односельчане на верёвках затягивали пчелиные ульи – колоды. В них дикие пчёлы собирали мёд. Им иногда угощали и нас, местных детей.
    Суховерха – место в лесу возле дерева с сухими ветками вверху.
    Кобылица – часть поля и леса, место выпаса лошадей.
    Маяк. В послевоенные годы здесь было построено деревянное сооружение с винтовой лестницей внутри, которое значительно возвышалось над лесом. Видимо, предназначалось оно в военных целях, для сигнализации. Маяк демонтирован, а название леса осталось. Вокруг растёт много черники и грибов.
    Брухи, Козинки, Подкозла, Шабелье, Подмая, Яседка, Подрасоха – места в поплавских лесах.

    Военное лихолетье
    История деревни – это неотъемлемая часть истории страны.
    В Великую Отечественную войну с начала июля 1941 года деревня была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.
    Первое жуткое потрясение жители получили 14 октября 1941 года.
    В этот день недалеко от деревни – в урочище Лесное – гитлеровцы расстреляли 300 жителей еврейской национальности из Кличева, закопав их в длинные ямы.
    Отрывок из материала Валентины МАТЮШОНОК «Халакост, або Трагедыя на ўскраі паплаўскага поля», опубликованного в №48 «Сцяга Саветаў» за 22 июня 2004 года, в котором приводятся воспоминания Григория Фёдоровича МАТЮШОНКА, тогда малолетнего ребёнка, свидетеля тех страшных событий.
    «….Спрятавшись на высоком дереве среди веток, Гриша видел расстрел. В тот день Поплавы были окружены немцами и их помощниками – украинцами, латышами, белорусами, которые матерились и больше, чем немцы издевались над людьми. Население согнали на колхозный двор. Около клуба стояла общественная баня. Всех мужчин поставили лицом к стене, а женщин, стариков и детей – спиной к мужчинам. Немцы – с собаками. У поплавцев расспрашивали про партизан, коммунистов, комсомольцев. Дед Григория Фёдоровича, который неплохо владел немецким языком (был в Первую мировую войну в немецком плену), переводил. В это время на окраине леса люди копали ямы. Затем одна за другой из Кличева стали приходить крытые машины, полные евреев: мужчин, женщин, стариков и детей. Их били прикладами, травили собаками, живыми загоняли в ямы. В этом месте копали глину для производства кирпичей.
    Через некоторое время всё стихло, каратели уехали в Кличев. Гриша слез со своего укрытия и ещё с тремя мальчиками, которые прятались неподалёку, пошёл на место трагедии. Стало жутко. Вся яма, засыпанная землёй, была в крови. Более того, земля шевелилась. Многих даже не застрелили, а закопали живыми. Известно, что из этой могилы выползли кличевский парикмахер Бреслав, сестра его жены и ещё один человек…»
    В декабре 1941 года 277-й партизанский отряд под командованием И.З. Изоха при активном участии сельчан разгромил гитлеровский гарнизон, расположенный в деревне.
    …Война прошлась по судьбам всех белорусов, каждой семьи. Как вспоминали старожилы, немцы в Поплавах бывали наездами. Чаще были полицаи. Хозяйничали днём – грабили, отбирали продукты, забирали молодёжь на работы в немецкий гарнизон в Кличеве.
    Ночью в деревню приходили партизаны. Для них люди тайком пекли хлеб, стирали одежду, выводили из неё
    вшей – парили в бочке с золой и кипятком. Помогали партизанам, чем могли. И в войну жизнь не останавливалась: сажали огороды, растили хлеб. По воспоминаниям жителей, весной партизаны приходили по ночам и на себе тянули плуг, пахали землю, так как лошадей в деревне не было, а сеять было нужно.
    Каждый четвёртый из сельчан не дожил до Победы. Погибли на фронтах, в партизанских отрядах, а кто и в полицаях. И такие были. Большое горе, большие потери – война…
    От немецко-фашистских захватчиков Поплавы освобождены 28 июня 1944 года. На восточной окраине деревни, где в тот день партизанские полки 15-й, 277-й, отдельные партизанские отряды 25-й, 115-й, 278-й соединились с частями 3-й армии 1-го Белорусского фронта, в 1975 году уставлена стела.

    Продолжение следует.

    Зоя Фёдоровна
    ЕФИМОВИЧ
    (Матюшонок),
    кличевлянка, уроженка деревни Поплавы