«Могилевский диалог»: итоговое заседание

«Могилевский диалог»:  итоговое заседание

Областная дискуссионная площадка «Могилевский диалог» состоялась в Могилеве – на базе корпуса Белорусско-Российского университета. Она подвела итог состоявшихся в период с 13 по 23 октября в регионе тематических встреч по сбору предложений, касающихся конституционной реформы, а также законодательных актов, регулирующих основные права и обязанности граждан страны.

Встречи состоялись в городах и районах Могилевской области с участием профильных специалистов. Они в том числе стали площадками для сбора предложений – всего их поступило более одной тысячи. В том числе предлагали изменения и дополнения в Конституцию страны, которые касаются государственного строительства, механизмов назначения руководителей органов исполнительной власти и судей, совершенствования функционирования контрольных и надзорных органов. Отдельное внимание было уделено предложениям по отмене или введению моратория на смертную казнь, а также введению уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.

Отдельный блок предложений касался поправок в Избирательный кодекс, в том числе с целью расширения полномочий местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Подводившими итоги работы площадки «Местное управление и самоуправление» акцент был сделан на важности повышения роли самоуправления, расширения полномочий местных Советов по вопросам социально-экономического развития, для чего были озвучены предложения по изменению налогово-бюджетного законодательства. Для усиления роли местного самоуправления предлагали упразднить сельские Советы и создать сельские администрации.

В обсуждении вопросов дальнейшего экономического развития региона принимали участие представители малого и среднего бизнеса, а также предприятий государственной и частной форм собственности. Был выработан целый комплекс предложений, направленных на усовершенствование законодательной базы, формирующей бизнес-климат региона, а также на раскрепощение деловой инициативы.

Несмотря на то, что молодежная политика обсуждалась на специально созданной площадке, новые формы и методы работы в молодежной среде и с молодежью поднимались и анализировались на смежных. В итоге каждая вносила предложения, которые касались различных аспектов жизнедеятельности современной молодежи, в том числе образования, первого рабочего места, службы в армии.

Блок вопросов социальной сферы был самым объемным. Он содержал предложения в законодательные акты, которые регулируют процессы здравоохранения, образования, соцзащиты, в том числе людей с инвалидностью, экологии, культуры, сохранности исторического наследия, спорта и туризма.

Все внесенные предложения были проанализированы и сведены в отдельные тезисы, которые вошли в состав резолюции. Ее на состоявшейся встрече одобрили. Документ будет передан в республиканский орган для дальнейшего анализа.

«Изменения в Основной закон страны, законодательные акты, которые регулируют различные сферы жизни общества, должны вноситься только с согласия народа. На это всегда обращал внимание Глава государства», – подчеркнул, принимавший участие в итоговом заседании дискуссионной площадки, председатель Могилевского облисполкома Леонид Заяц. Он предложил практику проведения таких встреч сделать постоянной, а на каждой новой озвучивать принятые решения по поднятым вопросам на предыдущей.

Галина ХИТРИКОВА.

Фото Романа РУЦКОГО.

Газета «Могилевские ведомости» в текущем и последующих номерах предоставит для ознакомления выступления участников итоговой дискуссионной площадки.

Резолюция

пленарного заседания по итогам проведения региональных дискуссий  

по актуальным вопросам развития страны и  регионов «Могилевский диалог»  23.10.2020 г.

Представители органов государственного управления и самоуправления, депутатского корпуса, общественных организаций и политических партий, населения Могилевской области по итогам проведения в области региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов вносят  следующие предложения по результатам рассмотрения вопросов на диалоговых площадках:     

  1. По вопросам конституционного реформирования и партийного строительства:

– на конституционном уровне закрепить информационный статус Белорусского государства;

 – предусмотреть совершенствование функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь;

 – произвести имплементацию смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы;

 – ввести мораторий на применение смертной казни;

 – ввести институт уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.              

Обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона Республики Беларусь: о порядке формирования Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, полномочиях Конституционного Суда, определении правового статуса Всебелорусского народного собрания, о создании института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов, исполнении обязанностей Президента Республики Беларусь при невозможности исполнения им своих обязанностей,  правовом статусе Декретов Президента Республики Беларусь, расширении числа субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционный Суды.

  1. По вопросам повышения роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов:

– местные Советы депутатов избираются на 5 лет;

– рассмотреть возможность  реорганизации сельских Советов депутатов в сельские администрации с выбором главы администрации путем голосования;

– расширить полномочия местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов и земельным вопросам;

– повысить самостоятельность районов, налоговую и бюджетную автономию;

– расширить  полномочия и функции органов местного самоуправления (депутатам и органам территориального общественного самоуправления (далее – ОТОС)  с предоставлением им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения;

– упростить процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.

  1. По вопросам экономики:

– с целью более качественного подбора аспирантов вузов предоставить право второй отсрочки от службы в Вооруженных Силах для обучения в аспирантуре, магистратуре;

– организовать взаимодействие вузов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования;

– развить инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;

– предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортно ориентированную продукцию;

– определить источник финансирования для организаций кластерного развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;

– сократить сроки принятия государственными органами различных решений  (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство и др.);

– гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;

– исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, активно использовать практику применения залога;

– внести корректировки в нормативные акты по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования;

– внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования; 

– определить в каждом районе производственные площадки и вкладывать средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру. Продолжить работу по развитию свободных экономических зон.

  1. По вопросам молодежной политики:

– создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовывать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;

– разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022–2025 годы;

– установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;

– создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;

– рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.

  1. По вопросам развития социальной сферы:

– отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;

– ввести единый экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиями, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;

– ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;

– создать республиканскую интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики);

– расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента, предоставляемых для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;

– предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;

– проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;

– пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

– предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия для направления полученных средств на реконструкцию и реставрацию объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

– разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);

– разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.

Выступление председателя Могилевского областного исполнительного комитета

Леонида Константиновича Зайца

Уважаемые участники областной дискуссионной площадки!

Вначале я хотел бы высказать всем вам слова благодарности за активное участие в очень важном для нашей страны общенациональном диалоге. Сегодня большинство белорусов хотят перемен, но перемен разумных. Это подтвердили итоги минувших Президентских выборов. Избиратели поддержали действующего Главу государства Александра Григорьевича Лукашенко и тем самым высказались за продолжение эволюционного пути развития нашей страны. Не разрушающего, а созидающего.

Как сказал наш Президент: «Реформы надо начинать с Конституции». Все вы знаете, что нынешняя редакция Основного закона была принята 25 лет назад на республиканском референдуме. Первая половина 90-х была временем жестких испытаний на устойчивость и жизнеспособность. Тогда белорусский народ прекрасно понимал, чтобы выйти из сложнейшего экономического и социального кризиса, нашей стране нужна сильная президентская власть. И эта ставка сработала на все сто процентов.

Время показало – выбранная стратегия сильной власти оказалась верной. За короткое время Беларусь отошла от края пропасти и стала на путь стабильного развития. Был построен надежный фундамент, и теперь мы кирпичик за кирпичиком, этаж за этажом строим свое независимое государство.

В отличие от многих других стран постсоветского пространства и стран бывшего социалистического блока, мы сохранили социальную направленность государственной политики, в основе которой был, есть и будет – человек, его интересы и потребности. Сегодня это визитная карточка Беларуси.

Даже в условиях экономии республиканского бюджета на 2020 год социальная направленность государственной политики была не только сохранена, но и усилена. Так, в структуре расходов консолидированного бюджета в 2020 году социальные расходы стали самыми значительными – 44,4%.

Благодаря этому наши граждане продолжают пользоваться бесплатным и современным мед­обслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета, оплачивать коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости. С учетом потребностей людей организована система соцзащиты. Поддержка пенсионеров, многодетных семей, социально уязвимых слоев общества – в нашей стране реальная и постоянная.

В рейтинге государств по индексу человеческого развития Республика Беларусь относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.

Сегодня Беларусь – это страна, с которой считаются и которой многие завидуют. Наши предприятия работают, наши товары знают во всех уголках мира, мы полностью обеспечиваем себя продовольствием и поставляем продукты питания за рубеж.

Благодаря вам, благодаря всем труженикам Могилевской области поступательно развивается и наш с вами Приднепровский край. Мы строим комфортное и доступное жилье, возводим новые и модернизируем существующие социально значимые объекты.

Несмотря на существующие внешние вызовы, сложную эпидемиологическую ситуацию в мире и сужение внешних рынков, экономика Могилевской области показывает положительную динамику. В январе–сентябре текущего года наш регион занимает первое место среди областей республики по индексу валового регионального продукта (100,3%) и оказывает наименьшее отрицательное влияние на формирование валового внутреннего продукта страны.

Наши аграрии в этом году собрали хороший урожай. Намолот зерновых и зернобобовых превысил один миллион тонн, что значительно выше урожая предыдущего года. Создан крепкий фундамент для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли и увеличения благосостояния наших людей.

Все мы понимаем – успех нашего государства, каждого из нас зависит от нас самих.

Дорогие друзья!

Не всем в этом мире, особенно нашим соседям, нравится мир и согласие в Беларуси, наше стремление проводить нейтральную и независимую государственную политику. Последствия этого мы видим сегодня. В отношении нашей страны открыто и грубо запущен механизм дестабилизации общества. Нам хотели предложить сценарий «цветной» революции, который бы затормозил наше развитие на многие годы, но мирные и мудрые белорусы такой путь, к счастью, не приняли.

Вместе с тем, конечно, изменения в обществе налицо. Сегодня граждане Беларуси все больше хотят участвовать в определении будущего страны. В этом и есть эволюционный путь развития, когда общество созрело для спокойных мирных перемен. Но процесс должен идти цивилизованно, с учетом мнений всех социальных групп, с учетом проблем, волнующих наших граждан.

Для этого в каждом регионе страны были организованы диалоговые площадки. Через общенациональную дискуссию мы обсуждаем болевые точки в экономике, социальной сфере, говорим о возможных изменениях в Конституцию, в том числе о разграничениях полномочий Президента, расширений местного самоуправления, партийном строительстве и особом внимании молодежной политике. Каждое мнение важно. В результате такого «мозгового штурма» сторонников и оппонентов действующей власти должна зародиться новая стратегия развития Беларуси на ближайшие годы.

Сегодня, независимо от своих политических взглядов, белорусы должны сплотиться вокруг самых важных ценностей. Это мир и согласие, независимость и социальное благополучие. Мы умный и рассудительный народ.

Убежден, все зависит только от нас!

Последние новости

НОВОСТЬ ДНЯ

Делегаты ВНС утвердили Концепцию нацбезопасности и Военную доктрину

25 апреля 2024
Актуально

С 1 мая 2024 года увеличивается размер БПМ

25 апреля 2024
Официально

Выступление Президента Беларуси на заседании седьмого Всебелорусского народного собрания

25 апреля 2024
Правопорядок

Отвечает участковый инспектор милиции

24 апреля 2024
Дорожная безопасность

Единый день безопасности дорожного движения пройдёт 26 апреля

24 апреля 2024
В трудовых коллективах

Преуспеть во всём

24 апреля 2024
ВНС-2024

Мнение делегата ВНС

23 апреля 2024
У раёне

У раёне

23 апреля 2024
НОВОСТЬ ДНЯ

Субботник на Кличевщине: поддержание порядка – задача общая

23 апреля 2024
Кличевщина

Результаты достойные, но работать есть над чем

23 апреля 2024

Рекомендуем

ВНС-2024

Мнение делегата ВНС

23 апреля 2024
80-ЛЕТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ

«Разам з мастацтвам» – открытый диалог

12 апреля 2024
100-летие Кличевского района

Сто лет – сто деревьев

16 апреля 2024
Безопасность

За безопасность вместе

16 апреля 2024
Правопорядок

Отвечает участковый инспектор милиции

24 апреля 2024
Призыв-2024

Будущие солдаты получили повестки

16 апреля 2024
НОВОСТЬ ДНЯ

Озеленение детского парка

19 апреля 2024
Охрана природы

Беречь природу – задача каждого!

16 апреля 2024