Об ответственности за умышленное блокирование транспортных коммуникаций

Хотелось бы обратить внимание жителей Кличевского района, что статьей 310 уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций.

Данная статья состоит из двух частей:

  1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, —

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, —

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Комментарий к данной статье:

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальное и безопасное функционирование коммуникаций железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта. Обязательным дополнительным непосредственным объектом являются отношения собственности (ч. 1 комментируемой статьи), жизнь или здоровье человека (ч. 2 комментируемой статьи).

Транспортные коммуникации как собирательное понятие означают относящиеся к определенному виду транспорта пути сообщения и сооружения на них. Это могут быть железнодорожное полотно, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, автодороги, водные каналы, магистральный трубопровод.

Объективная сторона преступления имеет конструкцию материального состава. Деяние состоит в блокировании транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом. Блокирование предполагает изоляцию соответствующей транспортной коммуникации, препятствующую ее функционированию в нормальном режиме. В диспозиции перечислены наиболее типичные способы ограничения транспортного сообщения в виде создания препятствий (например, специально установленный большегрузный автомобиль перекрывает движение по автодороге или взлетно-посадочной полосе) или установки постов (движение задерживается группой людей, не пропускающих транспортные средства), а также указано, что способы блокирования могут быть и любыми иными.

Преступление считается юридически оконченным с момента наступления последствий в виде причинения ущерба в особо крупном размере, т.е. в тысячу и более раз превышающем размер базовой величины. Между блокированием транспортных коммуникаций и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии последствий в требуемом размере или причинной связи наступает административная ответственность по ст. 18.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Комментируемое преступление совершается с умышленной формой вины в виде прямого умысла: виновный сознает общественную опасность блокирования транспортных коммуникаций и желает совершения этого. К последствиям преступления в виде ущерба в особо крупном размере отношение виновного может быть умышленным либо неосторожным.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Повышенная ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает, если умышленное блокирование транспортных коммуникаций повлекло по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

При этом имеет место сочетание умысла и неосторожности при совершении преступления (сложная вина): к блокированию транспортных коммуникаций виновный относится с прямым умыслом, но по отношению к отягчающим ответственность последствиям, перечисленным в ч. 2 комментируемой статьи, имеет место неосторожная форма вины в виде легкомыслия или небрежности. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Кличевский РОВД