Мы гордимся тем, что Кличевщина – лесной край. Ведь 56% площади района покрыто лесом. Но сейчас, как и по всей территории Беларуси, в наших лесах распространяется инфекция – короедное усыхание сосны. Специалисты утверждают, что победить её можно только проведением сплошных рубок. В наших лесах повсеместно идут лесоразработки, а на автодорогах едва ли не основной груз – древесина. Такая ситуация волнует всех неравнодушных жителей района. Поэтому сегодня наше интервью – с Андреем Александровичем ЛОСЕВЫМ, начальником отдела лесного хозяйства и лесовосстановления ГЛХУ «Кличевский лесхоз».
– Андрей Александрович, расскажите, отчего гибнут сосновые леса?
– Сосновые леса Беларуси уже давно страдают от постепенного ослабления, причины которого – падающий уровень грунтовых вод, изменение климата, хозяйственная деятельность человека, поражение возбудителем пёстрой ситовой гнили корней сосны и др. В последнее десятилетие в лесах появилась новая патология – короедное усыхание сосны, по своим масштабам превышающая все ранее известные. Типичное проявление – внезапное образование в лесу групп усыхающих деревьев сосны с ярко-рыжей окраской хвои. Эти куртины от 2-3 до 10-30 деревьев, появляются в любое время года. Причинами гибели деревьев является вершинный жук-короед и распространяемые им инфекции. Это насекомое, длиной всего около 3 мм, ещё недавно было просто одним из жителей леса. Но летом 2017 года в нашем районе вершинный короед стал настоящим природным бедствием сосняков.
Размножается он дважды в год. Лёт начинает весной, при температуре 16-18 градусов. Приведу пример для понимания масштабов проблемы. На сосны в возрасте около 50 лет, с диаметром 18-24 см. и высотой 17-21 метр нападает сразу почти 4 тысячи этих жуков, и отрождается на них за короткое время ещё почти до 7 тыс. особей молодого поколения. За 1 месяц заражённое дерево погибает.
Короедное усыхание сосны было зарегистрировано ещё с начала 2000 годов в ряде европейских стран, в том числе в Финляндии, Украине, Польше, России. В 2010 году это явление было впервые зафиксировано в Гомельском лесхозе Беларуси, с 2015 года – по всей стране.
– Какова сегодня реальная ситуация в лесном хозяйстве района?
– В наших лесах сосна – основная лесообразующая культура, занимает 56% всей площади ГЛХУ «Кличевский лесхоз». Аномальная активность жуков-короедов наблюдается у нас с лета 2017 года. С целью контроля состояния лесов, ГЛХУ «Кличевский лесхоз» тогда же приобрёл квадрокоптер – беспилотный летательный аппарат, который управляется пультом дистанционного управления с земли. Беспилотник позволяет с высоты в 150 метров с абсолютной точностью выявлять поражённые участки леса и даже одиночные сосны – «рыжики». Встроенная в него мини-камера ведёт видеосъёмку всей площади лесхоза (а это 108 тысяч га), и даёт полную картину ситуации. Полученные данные отмечаются на картах лесных массивов.
Первоначально нами было выявлено 180 га поражённого леса. Но в середине июня наблюдалась резкая вспышка инфекции, сосны усыхали за 7-10 дней, площадь заражённой территории значительно увеличилась. Инфекция постоянно распространяется, несмотря на мобилизацию всех наших сил.
Выявленные заражённые участки сосняков вырубаем, древесину вывозим, порубочные остатки сжигаем – это единственный верный метод борьбы с распространением инфекции.
За 2017 год на территории лесхоза вырублено сплошными рубками 325 га усыхающего поражённого соснового леса, где заготовлено 84 тысячи кубов древесины. Сложность в локализации небольших очагов заражения леса – а это по 10 – 40 соток – заключается в их разбросанности. Больше всего, около 100 га заражённых сосняков, вырублено в Долговском лесничестве, и в Кличевском, Потокском, Биордовском – по 60 га. Меньше всего пострадал сосновый лес в Усакинском лесничестве, вследствие того, что здесь лес – сплошной массив. Короед же заселяет больше опушечные леса с большой освещенностью.
Сейчас, согласно с последним обследованием лесов Кличевщины, а проводим их регулярно, еженедельно, на территории ГЛХУ «Кличевский лесхоз» заражено 215 га сосняков. Вырубке подлежат отдельные участки такого леса во всех лесничествах, но больше всего в Долговском, Колбчанском, Кличевском, Биордовском, Бацевичском, Вирковском, Потокском лесничествах.
Наша задача – до середины апреля, до вылета жука-короеда, провести рубки на всей этой площади леса, вывезти древесину, сжечь все порубочные остатки, так как это насекомое зимует в ветвях и стволе заражённых деревьев. Надеемся таким образом минимизировать последствия этого «биологического пожара».
– Можно ли надеяться, что эти площади будут последними, которые подлежат вырубке?
– К сожалению, нет. Инфекция будет распространяться ещё несколько лет, несмотря на проводимую работу. Человеку могла бы помочь природа. Жук-короед не любит дождливую погоду, гибнет при больших морозах – минус 18 градусов и ниже. Но мы уже практически забыли о таких зимах. Чем глубже снега, больше дождей, тем сильнее сосна, у неё больше смолы, тогда ей и жук-короед нипочём. Но мы все знаем, что в наших лесах уже несколько лет идёт высыхание болотцев, низин, ручьёв, родников, заполненных водой. От понижения уровня грунтовых вод лес слабеет, становится подверженным инфекциям и заболеваниям.
–Андрей Александрович, экологи утверждают, что природа должна сама справиться с патологиями леса, в том числе с короедным усыханием сосны.
– Существуют различные точки зрения на решение этой проблемы. Никто не даст прогноза, справится ли с этим природа или нет и сколько времени на это потребуется. Сейчас над решением проблемы короедного усыхания сосны работают учёные и специалисты не только Беларуси, но и стран Европы.
Наша задача, как лесоводов, – локализовать распространение инфекции. Здесь единственный способ – проведение сплошных рубок. Лес – собственность государства. Даже повреждённую древесину нам никто не позволит загубить. Это крайне неразумно с экономической точки зрения. Поэтому боремся с усыханием сосны оперативно, мобилизовав на лесоразработки не только все собственные ресурсы, но и с посторонней помощью, привлекая тех же индивидуальных предпринимателей – вальщиков леса.
В зависимости от стадии поражения, древесина идёт на лесопильное производство, на внутренний рынок в круглом виде, на производство целлюлозы на ИООО «Кроноспан». Дрова перерабатываются на щепу (поставляется на Осиповичскую мини-ТЭЦ и экспортируется) и т.д.
Хотел бы ещё сказать что, кроме короедного усыхания сосны, уже около 20 лет по всей Могилёвщине существует ещё одна серьёзная проблема – усыхание ельников вследствие поражения жуком короедом-типографом. В частности, очень сильно от этой беды пострадали все еловые леса в ГЛХУ «Могилёвский лесхоз». Было, что в год здесь вырубалось до 1миллиона кубометров древесины.
В 2017 году с целью локализации очагов заражения ельников, ГЛХУ «Кличевский лесхоз» также провёл сплошные рубки на 125 га этих насаждений. Сейчас ель у нас занимает только 4% площади. Как вид, у нас она погибает. Ореол произрастания этой лесной культуры смещается на север из-за потепления климата.
–Андрей Александрович, ведётся ли в наших лесах другая лесозаготовительная деятельность, кроме разработки делянок леса, повреждённых короедным усыханием сосны?
– Учитывая урон, нанесённый сосновым лесам жуком-короедом, ГЛХУ «Кличевский лесхоз» теперь практически не ведёт вырубку спелого хвойного леса, хотя его у нас 14% от всей площади, а это очень даже не мало, и эта работа в ежегодных планах. Проводим же только плановые рубки ухода.
Но, в соответствии с распоряжением Президента Беларуси, на территории лесхоза выделяется лес на корню в аренду для промышленных предприятий лесной отрасли, таких как ОАО «Могилёвдрев», ОАО «Фандок» (г. Бобруйск), ОАО «Борисовский ДОК». Они ведут лесоразработку выделенных участков спелого леса.
– Лес – основной сырьевой ресурс Кличевщины. Как планируете его восстанавливать?
– Лесовосстановление – выращивание лесов на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т.д. – основная задача коллектива ГЛХУ «Кличевский лесхоз». Будем выращивать новый лес. Мы ежегодно создаём лесные культуры на площади 130-150 га. В планах на 2018 год – увеличить объёмы посадки искусственного леса на вырубках до 330 га. Посевной материал выращен в нашем постоянном лесном питомнике. Его достаточно не только на свои нужды, но и для реализации предприятиям отрасли лесного хозяйства, и даже на экспорт.
Кроме того, на мелкоконтурных участках (до 0,4 га) проводится «содействие естественному возобновлению». Это специальный приём в лесоразведении, когда мы не садим искусственный лес сеянцами из питомника, а создаём условия (подготавливаем почву на лесосеках) для произрастания в ней семян деревьев естественным путём. Такие культуры биологически более устойчивые.
От лица всего коллектива ГЛХУ «Кличевский лесхоз» заверяю, что мы делаем всё возможное, чтобы сохранить Кличевские леса.
– Спасибо, Андрей Александрович, за беседу. Озвученная проблема волнует сегодня практически всё население нашего района. Мы все надеемся, что и наши потомки смогут сказать: «Здравствуй, мой лес!»
Беседовала Нина ИЗОХ.