«Дети – это ангелочки, которые несут с собой всё только доброе и чистое!»
Врач – это не просто профессия, это миссия. Мы доверяем им самое главное – здоровье. Особенно ответственно лечить маленьких пациентов, которые порой не могут даже сказать или показать, что и где у них болит.
Знакомьтесь: врач-педиатр Марина Александровна Михайлова.
По распределению молодой специалист приехала в наш город совсем недавно. Ей присущи такие качества, как профессионализм, ответственность, чуткость и внимание к малышам.
– Марина Александровна, с чем связан выбор профессии, почему именно детский врач?
– Просто с детства мне хотелось помогать людям. Ещё я очень люблю животных, даже была мысль стать ветеринаром, но потом решила, что лечить людей мне всё-таки ближе. Так появилось желание поступить в медицинский институт. В моей семье нет врачей, я пока единственный доктор. Знаю, что родители мной гордятся, порой даже близких лечу. Когда поступила в университет, даже предположить не могла, что буду лечить малышей, ведь в Гомеле нет педиатрического факультета. Но ежегодно университет распределяет определенное количество выпускников по направлению «педиатрия». Я попала в их число. Впрочем, меня это не расстроило. Во время учёбы мне была интересна гематология и реаниматология. На шестом курсе больше хотела стать врачом-реаниматологом. Но как-то «не срослось». Впрочем, это к лучшему, ведь работа педиатра значительно отличается от работы других врачей. Дети несут столько положительной энергии и эмоций! Это такие ангелочки, от которых подпитываешься добром и чистотой. Когда малыш заходит в кабинет с улыбкой – сразу настроение поднимается. Взрослые так не могут.
– Ваши первые впечатления о работе и городе. Все ли надежды оправдались?
– Меня не пугало распределение в маленький город, сама деревенская, к размеренному ритму маленького поселения привыкла. Так что я хорошо представляла, насколько больница малого города отличается от подобных учреждений крупных городов. Трудность в том, что в Кличеве отсутствуют многие узкие специалисты, а без них работать сложно. Приходится рассчитывать только на собственные силы да на опыт, полученный в интернатуре, а также на доброжелательность и консультации более опытных коллег. Меня очень порадовал коллектив больницы. Только приступила к работе – и сразу заменяла заведующего детским отделением. Конечно, было непросто, но и в детском, и в родильном отделениях мне всегда помогали, поддерживали морально, да и с бумажной работой, которой, как вы знаете, у врачей немало, помогали справляться. Если говорить про надежды, то, наверное, не оправдалась только жилищная. Хотелось бы иметь отдельную комнату, а пока мы делим её с фельдшером. Человеку иногда хочется побыть одному, особенно после тяжёлого рабочего дня. А так всё хорошо.
– То, чему Вас учили в университете, и работа в больнице – совпадают?
– Это, конечно, два разных уровня. Хотелось, чтобы в вузе было больше практики. Там, как правило, основное внимание уделяется теории. Практика, конечно, есть, но не в таком объёме, как нужно.
У студентов нет возможности самостоятельно включаться в лечебный процесс. А это очень важно, чтобы ещё во время учёбы будущие врачи могли самостоятельно ставить диагноз и назначать лечение, ведь это даёт возможность не только следить за течением болезни, но и под руководством более опытных врачей нарабатывать навыки, смелость в принятии решений.
– Какой круг обязанностей у Вас как у участкового педиатра?
– У нас два участка. Я обслуживаю город: веду приём пациентов, посещаю на дому больных деток, выполняю патронаж детей в возрасте от рождения до года.
– Маленькие дети требуют к себе повышенного внимания и часто боятся не столько врачей, сколько чужих людей. Как Вы с этим справляетесь?
– Да, действительно, с малышами немного больше проблем, ведь основную часть времени они проводят с родителями и ближайшим окружением. Часто такие детки боятся чужих людей, а тем более тётю в белом халате, которая при этом хочет его потрогать, чтобы посмотреть горлышко или послушать сердечко. Хотя все реагируют по-разному: некоторые плачут, некоторые спокойно выполняют всё, что нужно. Стараюсь отвлекать грудничков чем-то, а с более старшими просто договариваюсь.
– Чем чаще всего болеют дети?
– Респираторными инфекциями.
– Сейчас грядёт сезон простуд. Как уберечь от них ребёнка?
– Начинать всегда нужно с раннего детства и обязательно соблюдать несколько условий: регулярные прогулки на свежем воздухе в любую погоду, целенаправленные занятия физкультурой и закаливание, профилактические мероприятия. В эти дни рекомендую ограничивать контакты с чихающими и кашляющими людьми. В общем, стандартный набор советов.
– В родительской среде бытует мнение, что прививки вредят детям, что можно прожить и без них. Как Вы считаете, стоит ли ребёнку делать прививки?
– Я – за прививки, ведь они защищают иммунитет. Понимаете, организм, а тем более детский, не может справиться с множественными инфекциями, с которыми приходится сталкиваться. К примеру, такие заболевания как корь, дифтерия, краснуха на самом деле очень коварны, и непривитого человека ждёт много неприятностей, а в некоторых случаях даже летальный исход. Прививки дают людям защиту. К примеру, случаи тяжёлой формы заболеваний среди привитых детей встречаются значительно реже, чем среди тех, кто прививки не делал. Понимаю, что это личное дело каждого. Все почему-то привыкли доверять всемирной паутине. Мамочки начитаются негатива о прививках и потом отказываются от них, мотивируя это тем, что от прививок больше вреда, чем пользы. А ведь даже самая простая прививка от гриппа существенно снижает риск заболевания, а осложнений – тем более.
У привитого человека значительно снижается частота заболеваний острыми респираторными инфекциями в течение года. Лично я ежегодно делаю прививку от гриппа.
– Какой был самый сложный случай, с которым Вам довелось столкнуться за время работы и учёбы в интернатуре?
– В Бобруйске были такие случаи. Поступил ребёнок с респираторным заболеванием, а в процессе обследования выявилось злокачественное образование. Очень сложно говорить об этом родителям. Приходилось устанавливать злокачественную опухоль почки, лечить осложнённые пневмонии.
– Говорят, что ответственность за здоровье ребёнка несут только родители. Вы с этим согласны?
– Родители являются первичным звеном в этой цепочке, а роль медиков – вторична. Мы, конечно, должны рассказывать людям про болезни, проводить профилактическую работу с населением, но родительская забота о здоровье своего ребёнка, конечно же, должна быть обязательной и самой главной.
– Что Вам больше всего нравится в работе?
– Когда ребёнок поправляется от лечения, которое подобрала. Это значит, что всё сделала правильно.
– Как проходит Ваш обычный рабочий день?
– С утра – приём детей, потом – работа в отделении, и дальше – выезд по вызовам. Бывают, конечно, и ночные дежурства, но всего три раза в месяц по фиксированному графику.
– Марина Александровна, как Вы считаете, профессия врача сохранила свой престиж?
– Увы, нет. Сегодня медики практически никак не защищены от хамства пациентов. В последнее время участились случаи, когда люди устраивают скандалы на ровном месте. Раньше такого не было. Нам очень часто приходится сталкиваться с негативом, людской злобой. Хотя каждый врач искренне старается помочь. Если раньше врачи и учителя в обществе почитались особо, то сегодня на нас смотрят как на обслуживающий персонал. Это очень обидно.
– Чего Вы хотите добиться в жизни?
– Как женщина, я, конечно, мечтаю реализовать себя в семье, стать хорошей женой и мамой. А о стремлениях в профессиональном плане распространяться не буду. Конечно, есть определённые желания и мечты. Но я считаю, что участковый педиатр – это очень важный этап, через который должен пройти любой врач. Потому что здесь набираешься опыта. Дальше, думаю, будет шаг вперёд.
– Известная фраза гласит: голодный врач опасен, а уставший – вдвойне. Как отдыхаете?
– Для меня отдых – единственный выходной. В этот день я еду домой, к маме, к друзьям. С друзьями развлечение и общение в радость. Для меня это лучший отдых.
– Продолжите фразу «успех – это…»
– Равновесие между жизнью и своими целями, как карьерными, так и семейными.
Ольга ЛАПКО.
Фото автора.