Даёшь небо!

Авиамоделизм (массовый технический вид спорта, конструирование и постройка моделей летательных аппаратов) для Сергея  Счислёнка, молодого преподавателя электротехнических дисциплин Кличевского государственного аграрно-технического колледжа – серьёзное увлечение. Его последние инженерно-конструкторские разработки созвучны деятельности учёных разных стран по созданию многофункциональных беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для видеомониторинга местности и объектов.
Авиацией, полётами и всем, что связано с небом, Сергей «заболел» ещё в раннем детстве. Позже место на книжных полках заняли технические журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор», чертежи самолётов и другой авиационной техники, которые мальчик мог рассматривать часами. Поэтому увлечение авиамоделизмом было неизбежным.
Уже в 12-летнем возрасте, забросив игры, прогулки, развлечения, из тонких сосновых планок, обтянутых папиросной бумагой и скреплённых клеем, Сергей строил свои первые свободно летающие резиномоторные модели и простейшие планеры. Но… мечтал о радиоуправляемом полёте.
А жизнь шла своим чередом. После окончания 9 классов Дмитриевской СШ стал учащимся Кличевского аграрно-технического колледжа, после – студентом агроэнергетического факультета Белорусского государственного аграрно-технического университета. Учился с интересом, настойчиво. В итоге оба учебные заведения закончены с дипломами с отличием.
В напряжённом ритме лекций, лабораторных, экзаменов, зачётов находил время и для занятий для души. Например, ещё в колледже увлёкся гиревым спортом, продолжал заниматься им и в университете и получил звание мастера спорта Республики Беларусь по гиревому спорту. Норматив выполнил в весовой категории до 65 килограммов, сумма рывка и толчка гирь весом 32 килограмма составила более 80 подъёмов. Но главным увлечением оставался авиамоделизм.
Новый этап начался во время учёбы в ВУЗе. Благодаря интернету Сергей узнал о современных системах радиоуправления, разобрался, с чего начинать в этой области, нашёл единомышленников.
– Все мои модели, – отмечает Сергей, – полностью самодельные и действующие, т. е. в первую очередь ставится задача добиться максимально лучших лётных характеристик.
Никогда не жалею времени и труда, чтобы модель была полноценной копией, выполненной на высоком эстетическом уровне. Как сказал Андрей Николаевич Туполев, «…только красивые самолёты хорошо летают…» И я с этим полностью согласен. Для авиамоделиста выбор будущей модели – сложная задача, зависящая от ряда причин: назначения модели (тренер, учебно-пилотажный самолёт, самолёт-акробат для сложного и высшего пилотажа), конструктивных особенностей прототипа и, конечно, его «родословной». Почему-то так сложилось, что у Сергея чаще этот выбор падал на самолёты основного конструкторского бюро Яковлева: Як-12, Як-52, Як-54.
Первой радиоуправляемой моделью Сергея стал Як-12 – классический верхнеплан с малой нагрузкой на крыло, который идеально подошёл в качестве тренера. Эту модель он впоследствии,с целью опробации, оснастил видеокамерой? которая передаёт видеоизображение местности на экран портативного автомобильного телевизора.
– Думаете, управлять радиоуправляемой моделью просто? – поинтересовался у меня Сергей Владимирович. – Отнюдь! В некотором смысле это даже сложнее, чем за штурвалом настоящего самолёта, т. к. приборы управления на модели полностью аналогичны (только в миниатюре), а за полётом наблюдаешь со стороны, и нужно «вжиться» в образ и постоянно представлять, в каком положении относительно тебя находится модель и как управлять ею. Секундное замешательство чревато аварией и потерей модели. А ведь чтобы
её создать, уходит до полутора лет и более кропотливого труда. Поэтому нужно долго тренироваться на компьютерном симуляторе, затем «летать» на моделях-тренерах и постепенно переходить на более сложные модели.
Следующим радиоуправляемым самолётом, который смастерил Сергей, стал учебно-пилотажный самолёт Як-52. На таком он летал в аэроклубе ДОСААФ «Боровая», что и стало источником вдохновения для этого проекта.
Самая значимая его работа, завершённая в 2009 году, – радиоуправляемая модель-копия пилотажного двухместного самолёта Як-54. Она выполняет в небе все фигуры простого,
сложного и высшего пилотажа. Изготовлена в крупном масштабе: размах крыла – 1,3 метра, полётный вес – 1650 г. Для изготовления этой модели Сергею пришлось создать полноценный комплект чертежей этого самолёта, т. к. детальных информативных чертежей в свободном доступе нет. Кстати, по черчению Сергей всегда имел «отлично», а сейчас он использовал систему автоматического проектирования и трёхмерного моделирования KOMPAS 3D. Как результат – максимальная копийность модели, превосходящая уровень фирменных моделей зарубежных производителей. А для изготовления этой модели он использовал доступные материалы (в том числе потолочную плитку, обтяжку прозрачным и цветным скотчем) и простые технологии. Среди начинок всех моделей – электродвигатель, силовой аккумулятор, приёмник, сервомашинки.
К слову, обсуждение модели Як-54 на авиамодельном форуме www.rcdesign.ru активно ведётся уже второй год. По представленным чертежам Сергея участники форума построили
уже не один десяток моделей. Эту же модель самолёта Як-54 С. В. Счислёнок представил на ХІІ областном слёте изобретателей и рационализаторов (весна 2011 года), где она заняла
первое место в категории «Радиоэлектроника и связь».
Летом прошлого года Сергей Владимирович создал модель гидрофлаера – аппарата, который прекрасно выписывает виражи на водной глади и уверенно взмывает в небо. Результат порадовал: покорены две стихии.
Сейчас авиамоделист — конструктор Сергей Счислёнок завершает работу по созданию очередного крупного проекта: копии лёгкого одноместного болгарского самолёта «Соло».
Это большая модель с размахом крыла 3 метра, которая будет способна нести на борту полезную нагрузку. В первую очередь, фото и видеоаппаратуру. Кроме того, на ней устанавливается аппаратура, позволяющая передавать видеоизображение в прямом режиме и по этой картинке осуществлять управление. Достигается полный эффект «присутствия», т. к. видишь изображение от первого лица, будто находишься внутри аппарата. Дальность полётов не ограничивается пределами прямой видимости, поэтому отлетать на несколько кило метров не составит труда. При использовании подобной системы открываются широкие возможности в применении различ-ных электронных устройств: GPS навигации, электронных и оптических датчиков стабилизации полётов, автопилота…
Сергею Счислёнку сейчас всего 27 лет. Как конструктор, он воспитывает в себе волю, твёрдость, умение преодолевать трудности и препятствия, терпение. А ещё он мечтатель. Ведь именно в мечтах рождаются новые идеи, замыслы новых моделей, пути их осуществления. А если такие мечты сбываются – это и есть радость творчества.

Нина ИЗОХ.

6 Replies to “Даёшь небо!”

  1. Странно, первый коммент завис в ожидании проверки и висит уже 4-й день. Писал, что в адресе сайта имеется опечатка. Правильно будет http://www.rcdesign.ru
    На всякий случай повторяю ссылку на тему по Як-54 с описанием процесса постройки, фото и видео полетов http://forum.rcdesign.ru/f36/thread149843.html

Добавить комментарий