Освящён храм в Кличеве

21 июня, в день Казанской иконы Божией Матери, состоялось великое освящение Свято-Благовещенского храма в Кличеве.
После многих усердных и жертвенных трудов людей доброй воли храм, наконец, предстал во всей красе на радость верующим. В день великого освящения Свято-Благовещенской церкви епископу Серафиму сослужили секретарь Бобруйской епархии протоиерей Сергий Коровинский, клирик Александро-Невского храма г. Минска протоиерей Александр Шмырко, диакон Бобруйской епархии.
За богослужением молились прихожане, благотворители и создатели храма, Ф. В. Вощило, председатель районного исполнительного комитета, М. Н. Горбуненко, председатель районного Совета депутатов, С. И. Крыжевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель постоянной комиссии по аграрным вопросам, С. И. Костян, председатель ОО «Белорусский славянский комитет», руководители организаций, учреждений, хозяйств, многочисленные гости. Таковы новости беларуси за неделю.

Освящение храма по христианскому канону носит название обновление храма, потому что из обыкновенного здания он делается святым.
Священный чин на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. Правила освящения восходят к V веку, когда они были рассмотрены на IV Вселенском Соборе, признаваемом как православной, так и католической церковью.
Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в. При освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.
Освящение Свято-Благовещенского храма совершил епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Накануне дня освящения в новосозданный храм принесли святые мощи, которые были поставлены на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними зажгли лампаду. Пред царскими вратами был поставлен стол, на который положили принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди. По четырём углам стола – зажжённые свечи. В алтаре, ближе к горнему месту – стол, застланный пеленой, и на нем святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.


Торжественное освящение началось после облачения священнослужителей. Стол с приготовленной утварью внесли и поставили на правой стороне в алтарь. Царские врата затворились.
Чин освящения храма заключает в себе устройство престола, омовение и помазание его, облачение престола и жертвенника, освящение стен храма, перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей, заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.
Владыка Серафим, благословив своих сослужителей, окропил святой водою столпы престола и углы его полил крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охладили воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служит вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.


После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, Владыка окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.
После утверждения престола впервые открылись царские врата, и Владыка Серафим, обращается лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских ворот пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.
После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника.


Этим закончилась первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы. После утверждения престол омыли двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. Вторичное омовение престола состояло в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения Владыка произносил слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма.
Священники растирали родостамну, втирая её руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирал «трапезу».


После омовения трапезы Владыка Серафим с благословением имени Божия приступил к таинственному помазанию ее святым Миром. Хор в это время поет 132-й псалом.
После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Надев на престол нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясали престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образовался крест. Воздав славу Богу, Владыка Серафим повелевает старейшему пресвитеру с окроплением святой водою облечь, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освящённые сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения её, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нём сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем всё на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола началось освящение всего храма: каждение в алтаре и всего храма, крапление святой водою стен церкви и помазание их святым Миром.
После возвращения духовного собора в алтарь была произнесена краткая ектения, епископ, сняв митру, читал перед престолом молитву. После этого Владыка Серафим возжигает первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.
Потом был крестный ход и обнесение мощей вокруг освящаемого храма, кропились святой водою стены храма.
Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец по благословению архиерея поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.
После положения мощей под престолом Владыка Серафим, помазав святым Миром частицу мощей, вложил ее в антиминс и укрепил воскомастихом. После чтения молитвы «Господи Боже, Иже и сию славу» архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.
После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).
В новоосвящённом храме литургия совершается семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме. Новоосвящённые антиминсы также в продолжение 7 дней остаются на престоле в храме.


По окончании Божественной литургии со словами приветствия к архиерею, прихожанам и всем присутствующим обратился настоятель Свято-Благовещенского храма, протоиерей Сергий. Он поблагодарил Владыку Серафима за понесённые труды, за высокие награды и помощь, всячески оказываемую при возведении храма. Ещё настоятель поблагодарил присутствующих руководителей района, всех кличевлян, прихожан, гостей и пожелал всем доброго здоровья, выразил уверенность, что с обретением, с освящением этого святого храма начнётся духовно-таинственная жизнь в молитве многих и многих кличевлян.
По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, экзарха всея Беларуси, архиерей Серафим наградил орденом Креста Ефросиньи Полоцкой Ф. В. Вощило, председателя райисполкома, Сергия Андреева, настоятеля Свято-Благовещенского храма, С. В. Пилатова, ктитора храма; медалью Святителя Кирилла Туровского – В. Н. Дегтярёва, прораба строительства, В. М. Язвинского, директора УКП «Жилкомхоз»; грамотой патриаршего экзарха – ряд руководителей организаций, учреждений, хозяйств района.

2 Replies to “Освящён храм в Кличеве”

  1. ..в любом случае….это хорошо, что такие мероприятия имеют место быть…станут эти люди ближе к Богу, к истине или нет…не знаю, но надеюсь, что да…потуги к этому ведь есть…..мир..

Добавить комментарий