Вселенная универсального магазина
Когда я был ещё ребёнком, родители часто посылали меня в находящийся неподалёку магазин, за покупками. Магазин носил очень интриговавшее меня название «Универсам». Интриговало это название прежде всего тем, что рос я ребёнком начитанным и название «Универсам» связывал с английским словом «universe», что переводится как «вселенная». Это слово придавало обычному с виду магазину прямо таки космический масштаб. Когда родители однажды объяснили, что «Универсам» означает всего лишь «Универсальный магазин», я был
разочарован. Но некоторый налёт загадочности место это для меня сохранило.
В те времена универсам был небольшим, но весьма полезным магазином. Находился совсем рядом с моим домом и содержал, пожалуй, все необходимые для повседневного питания продукты. Всё было таким привычным, таким понятным — подходишь к кассе, говоришь, что тебе нужно, получаешь чек. Несёшь чек в нужный отдел, продавец выдаёт продукты, а чек накалывает на грозного вида приспособление, напоминающее орудие пыток — длинный стальной гвоздь на деревянной дощечке. Все довольны, все радуются. Ещё магазин этот отличала довольно высокая расторопность кассиров — даже самые длинные очереди заканчивались очень быстро.
Так получилось, что в течение примерно пяти лет я универсам не посещал. Тем не менее, сегодня сделал это — в основном, просто из любопытства. Ну и для того, чтобы сравнить, как продвигается прогресс магазинов Кличева в сравнении с прогрессом магазинов более крупных городов.
Открыв белоснежную дверь, ступаю внутрь. И понимаю, что на полу между двумя входными дверьми лежит довольно-таки аккуратный коврик. А куда делась вечно дребезжавшая железная штука, которая находилась раньше на месте этого коврика?
В магазине меня ожидал ещё один сюрприз: подсознательно я считал, что внутри меня ждёт знакомая с детства картина — большой, но практически пустой зал, в котором по краям – прилавки с продуктами. Нет! Неизменным осталось только одно — месторасположение касс, да и то, оборудованы они оказались «по последнему слову техники». Рядом с кассами располагаются контейнеры, в которые предполагается складывать сумки покупателям, а возле них — инвентарные корзины. Впрочем, как установило наблюдение, покупатели в основном несут сумки с собой, игнорируя контейнеры. Интересно, это связано с природной славянской ленью или есть другая, более загадочная причина?
Издалека были заметны старые добрые вывески с названиями отделов: «Бакалея», «Овощи, фрукты» и им подобные.
Универсам стал похож на самый настоящий европейский магазин, по обстановке напоминающий небезызвестные супермаркеты сетей «Корона» или «Евроопт», только размерами поменьше. Продавцы улыбаются, полы и прилавки чистые, цены демократичные – Европа, в общем. Только вот обратная сторона здания малость подкачала — неопрятная и ободранная, контраст с ухоженной лицевой стороной очень сильный.
Немного томила душу ностальгия по старому доброму «Универсаму», но мысли эти из головы лучше выбросить — в современном виде магазин куда удобнее, хотя и растерял некоторую часть своего «космического» обаяния.
Дмитрий БУЙМИСТРОВ,
студент 4 курса,
отделения журналистики МГУ им. Кулешова.