Благовест

7 апреля Православная Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы

В праздник Благовещения Церковь вспоминает, как Пресвятой Деве явился архангел Гавриил и сообщил, что ей предстоит родить Сына Божия.
Мария до 14 лет воспитывалась при храме, а после совершеннолетия была обручена с Иосифом. В доме своего наречённого супруга она вела тихую молитвенную жизнь, сохраняя девство. И потому она удивилась, как может родить, если не знает мужа. Архангел же объяснил: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Мария смиренно ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Это событие даёт начало Евангельской истории. Поэтому праздник Благовещения называют началом нашего спасения.
Согласие и готовность Пречистой Богородицы принять всё, уготованное Ей, — это пример для каждого христианина, какими должны быть отношения человека и Бога. Их смысл заключён в сотрудничестве, соработничестве, то есть не только принятии Воли Божьей, но и проявлении собственной доброй воли на пути к Господу.
Благовещение — это день благой (хорошей) вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Неё может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крёстной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников нашего народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. По благочестивому верованию нашего народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. По своему величию праздник Благовещения не отменяется, даже если он приходится на Пасху.
Чаще всего Благовещение отмечается в дни Великого поста. В этот двунадесятый (т.е. один из 12 важнейших после Пасхи) праздник (если он приходится не на Страстную неделю), пост ослабляется и разрешается рыба. В 2017 году праздник Благовещения будет отмечаться в последний день Великой Четыредесятницы, накануне Лазаревой субботы и Вербного воскресенья.

8 апреля — Лазарева суббота

Это суббота перед Вербным воскресеньем, суббота шестой недели Великого поста. В этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Само празднование Лазаревой субботы установлено с давних времён.
Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сёстрами неподалёку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Но Христос велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее.
Церковью воскрешение Лазаря почитается как одно из самый важных, знаковых чудес, совершённых Иисусом Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластны и жизнь, и смерть человека, и надежда на грядущее воскресение всех умерших, кто веровал во Христа и исполнял Его заповеди.
Вторая часть жизни воскрешённого Лазаря прошла на Кипре, где он вынужден был искать приюта, ибо первосвященники «положили убить Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Иоанн. 12:10-11). Лазарю было тогда предположительно 30 лет. А в 45 году Апостолы Павел и Варнава, проповедовавшие на острове вместе с будущим Евангелистом Марком, встретили его и рукоположили в сан епископа Китийского, после чего 18 лет святой Лазарь был пастырем христианской общины города.
Существует предание, которое связано с посещением Кипра Пресвятой Марией, Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Опечаленный разлукой с Ней, святой Лазарь послал за Ней корабль в Святую землю, чтобы привезти Её на Кипр вместе со святым Иоанном и другими учениками. Прибыв на Китион, Пресвятая Дева встретилась со святым Лазарем, благословила его и подарила ему архиепископский паллиум, связанный Её руками.

9 апреля — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье

На следующий день после воскрешения Лазаря Христос въехал в Иерусалим на молодом ослёнке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы.
Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).
В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф. 21:14).
Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21:17).
Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

С 10 по 15 апреля — Страстная седмица

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Великий Понедельник Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно
мёртв.

Великий Вторник.
Из евангельских наставлений, произнесённых Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда.
Ночь на среду Господь провёл в Вифании. Здесь, в доме Симона прокажённого, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Великий Четверг.
Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.

Великая Пятница.
В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные
страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерплённые. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принёс Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят её из алтаря на середину храма.

Великая Суббота.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сергий АНДРЕЕВ,

протоиерей, настоятель Свято-Благовещенского храма.