Потребкооперация: вчера, сегодня, завтра

В экономике района значительную роль играет потребительская кооперация, основной вид деятельности которой – розничная торговля. С развитием рыночных отношений у потребительской кооперации появились конкуренты, которые представлены на рынке в виде фирменных магазинов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей. В связи с этим потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Как работают кооператоры района в новых условиях? Что делают для укрепления своих позиций? Какие меры разрабатывают для сохранения сети торговых предприятий, обеспечения в них устойчивого ассортимента товаров, чёткого исполнения предварительных заказов населения? На эти и другие вопросы отвечает Виктор Иванович Ворохов, председатель районного потребительского общества.
– Виктор Иванович, расскажите, что собой представляет кооперация района? 
– Потребительская кооперация в настоящее время объединяет более 3,5 тысячи пайщиков, обслуживает 14,9 тыс. человек сельского и городского населения.
Осуществляют торговлю 45 магазинов, 39 из них торгуют продовольственными товарами, 6 – непродовольственными. В деревнях, не имеющих стационарной торговой сети, обслуживание осуществляют 4 автомагазина.
– На отчётно-выборном собрании уполномоченных, которое проводится раз в пять лет, Вы озвучили следующие цифры: объём розничного товарооборота торговли в сопоставимых ценах по сравнению с 2013 годом снизился на 18,6 процента, по ОПС – на 29 процентов, среднегодовой темп роста по райпо за пятилетку сложился 96,1 процента при среднем областном показателе 93,5 п.п. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте района – на 15,75 процента и составил 50,41 п.п., но, несмотря на снижение, это третий, после Дрибина и Краснополья, показатель в области. В чём причина снижения основных показателей? 
– Одна из главных причин – возрастающая с каждым днём конкуренция. В райцентре сегодня осуществляют торговлю такие объекты, как «Евроопт», «Доброном», «Магия», «Остров чистоты», 2 торговых объекта «Домочай», «Твой» – магазин мебели и сложнобытовой техники, в 4 торговых точках продают табачные изделия, а ещё индивидуальные предприниматели. Вторая из причин – снижение численности населения за 5 лет более чем на 1 тыс. человек. Но есть и другие причины снижения основных показателей. Я считаю, что на снижение темпов роста повлияла недостаточная работа коммерческого аппарата райпо. Об этом свидетельствуют неоднократные мониторинги торговой сети. Были установлены факты отсутствия товаров повседневного спроса согласно ассортиментному перечню, недостаточный внутригрупповой ассортимент товаров, имеются товары по неконкурентным ценам и с истекшими сроками реализации. Хочу отметить, что, несмотря на снижение объёмов розничного товарооборота, наше райпо по системе облпотребсоюза занимает 2-е место по реализации товаров на душу населения. И этот показатель выше среднего областного. Сравните сами – 1234 рубля у нас и 918 рублей по области.
– Виктор Иванович, для того чтобы торговая организация могла успешно работать и развиваться в рыночной экономике, в неё необходимо постоянно вкладывать финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы и т.п. Какие меры предпринимает правление райпо в этом плане? 
– Да, чтобы быть конкурентоспособными и востребованными, одних товаров мало, важно создавать уют и современный дизайн в наших магазинах, оснащать их современным оборудованием. Например, в торговый объект «Супермаг» было вложено 141,7 тыс. руб. инвестиций. Изменил свой облик магазин «Мебель», капвложения составили 97,8 тыс. руб. На модернизацию и капитальный ремонт, оборудование магазина «Для всей семьи», «Для Вас» направлено 48,2 тыс. руб. капитальных вложений. Кроме капитального ремонта, в магазине «Центральный» установлено новое торговое и холодильное оборудование, компьютерная система. Более 82 тысяч рублей вложено в магазин «Хозтовары. Стройматериалы» и более 30 тысяч – в магазин «Тереболь».
В 2018 году проведена работа по переводу распредскладов со станции Несета в Кличев, что позволило оптимизировать порядка 4 штатных единиц, а также получить экономию транспортных расходов. На 15 объектах торговли установлены системы видеонаблюдения, а на 14 – кондиционеры. С целью улучшения сроков реализации и хранения продовольственных товаров, требующих соблюдения температурного режима, за пять лет нами приобретена 41 единица холодильного оборудования, ещё 10 шкафов-витрин товаропроизводители предоставили в аренду.
В магазинах «Соседи», «Журавинка», «Стройматериалы. Автозапчасти», «Хозтовары», «Тереболь», «Мебель», универсам «Родны кут» установлена компьютерная система АРМ «Товародвижение» и приобретена компьютерная и вычислительная техника. Для удобства расчётов с покупателями в магазинах нашего райпо работает 51 платёжный терминал. По карточкам за 2018 год продано товаров на 4799,9 тыс. руб. Удельный вес безналичных расчётов за последние 5 лет составил 26,1 процента в объёме товарооборота торговли и возрос к 2013 г. на 12,1 п.п.
– Давайте коснёмся активных форм торговли. Где чаще всего торгуют местные кооператоры? 
– Наше райпо принимает активное участие в проводимых в районе ярмарках, постоянно организуем выездную торговлю в городах Бобруйск, Могилёв, Минск. За счёт реализации активных форм торговли дополнительно было получено более 1290 тыс. руб.
Проводим определённую работу по увеличению объёмов розничного товарооборота, стимулированию покупательского спроса путём реализации акционных товаров, товаров под собственной торговой маркой Белкоопсоюза. На базе магазина «Хозтовары. Стройматериалы» в декабре прошлого года организована работа интернет–витрины по реализации непродовольственных товаров. Так, менее чем за два месяца уже продано 4 телевизора, холодильник, стиральная машина на сумму 4,9 тыс. руб.
– Как обстоят дела в работе сельских магазинов? 
– Все магазины в агрогородках, согласно разработанному брендбуку, переведены на работу по методу самообслуживания, а магазины в а/г. Бацевичи, Заполье, Колбча модернизированы и переоснащены. С целью обеспечения сохранности кооперативной собственности во всех объектах торговли закончена установка охранной сигнализации. На эти цели затрачено более 25 тыс. рублей.
– Что в планах у председателя райпо и какие мероприятия разработаны на 2019 год? 
– В программе развития торговли разработан ряд мероприятий, направленных на улучшение торгового обслуживания населения и укрепление позиций потребкооперации. Будет закончен перевод магазинов города на работу по методу полного самообслуживания.
По–прежнему предусмотрена дальнейшая оптимизация неэффективно работающих торговых объектов, в том числе в сельской местности с численностью населения до 200 человек, а также магазинов с одним работником прилавка, который не обеспечивает плановый параметр производительности труда (на 2019 г. – 13 тыс. руб.) и которому производится доплата до минимальной заработной платы.
Для сохранения качества реализуемых товаров, соблюдения температурного режима будет приобретено не менее 10 единиц более экономичного холодильного оборудования. В 4 магазинах будет модернизирована система освещения, 3 магазина оснастим новым торговым оборудованием.
Мы продолжим работу с поставщиками по насыщению торговой сети расширенным ассортиментом товаров отечественных производителей с предоставлением отсрочки платежа не менее фактически сложившейся оборачиваемости. Предпочтение при заключении договоров на поставку товаров будет отдаваться поставщикам с более низким уровнем отпускных цен, а с 15 поставщиками уже имеются договоры на получение торговой премии. И эта работа будет продолжена.
Будет переформатирована работа магазина «Мебель» в магазин формата «Уютный дом».
Мы продолжим работу по увеличению продажи по кредитным продуктам «Рассрочка без переплат», по картам «Магнит», «Халва», «Лёгкие покупки».
Помимо этого нами будут использованы активные формы продаж. Планируем проведение 40 ярмарок, базаров, 125 выставок-продаж. Кличевское райпо по-прежнему будет торговать на сезонных ярмарках по продаже сельскохозяйственной продукции на рынках городов Минск, Могилёв, Бобруйск. От этих продаж планируем получить дополнительно не менее 140 тыс. руб. товарооборота за 2019 год.
Мы прекрасно осознаём, что в условиях жёсткой конкуренции, чтобы выжить, сохранить и обеспечить рост объёмов деятельности, нужно искать новые рычаги воздействия на покупателя, концентрировать свои усилия на создание конкурентных преимуществ, внедрять современные правила выкладки товаров, использовать активные формы продажи, обеспечивать торговую сеть востребованным товаром по акционным ценам.
– Спасибо, Виктор Иванович, за интервью. 
Алина Судник.