БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТ

На протяжении многих десятилетий имя Аркадия Смолича, известного географа, публициста, педагога от Бога, ближайшего друга Максима Богдановича и Зоськи Верас, настоящего патриота своей Родины, большого энтузиаста и активиста, было незаслуженно забыто. Его публикации были изъяты и надёжно спрятаны, имя вычёркивалось даже из рецензий, биография находилась под грифом «секретно». Смолич был объявлен врагом народа, и в итоге его постигла та же страшная участь, что и тысячи других талантов, живших в то время, – расстрел в ссылке. Реабилитация Тюменским областным судом безвинно погибшего белоруса состоялась лишь в 1957 году.

ПУБЛИЦИСТ, УЧЕНЫЙ, ВОЛОНТЁР…

Знакомясь с жизнью учёного, всё чаще задавала себе вопрос: как он мог распределить 24 суточных часа на столь многогранную и разнообразную деятельность? Ведь, невзирая на глубокую научную работу, большую политическую активность, он находил время на публицистику, участие в общественной жизни и помощь нуждающимся, которую сейчас бы назвали волонтёрской.
Наряду с такими именитыми белорусскими деятелями, как Максим Богданович, Зоська Верас, Игнат Буйницкий и др. Аркадий Смолич был активным участником клуба интеллигенции «Беларуская хатка». Ещё в 1914 году он дебютировал в журналах с этюдами на научно-популярные и общественные темы. И, кстати, получил весьма лестные отзывы о своих работах от именитых белорусских современников.
В 1916 году он, сердобольный и активный, организовывает в Минске первую легальную белорусскую организацию – Общество помощи жертвам войны. Помимо столовой, приюта для детей и нескольких мастерских для беженцев, при обществе была организована первая в Минске белорусская школа. Разумеется, негласная. Смолич писал: «Мои силы сейчас особенно нужны в Минске, чтобы развернуть белорусскую политическую работу и мой долг – быть там…».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Наряду со всем выше перечисленным Смолич был политическим активистом. Он, председатель нелегальной Минской городской организации Белорусской Социалистической громады, регулярно встречался с друзьями-революционерами, где оговаривались весьма непростые, судьбоносные вопросы, касаемые будущего всей республики. Кроме того, именно Аркадий Смолич был редактором скандально известной газеты «Грамада», являвшей собой теоретическую трибуну белорусских социалистов. На её страницах в числе прочих были опубликованы статьи Смолича: «Якi будзе новы парадак», «Зямля», «Родная мова».
«Грамада» под рубрикой «Беларусюя справы» («Беларускiя справы») сообщила о съезде белорусских организаций и создании Белорусского национального комитета в Менске, а также о пробуждении белорусов к политической жизни в других городах.
Так что вполне закономерно дальнейшее участие Аркадия в подготовке и проведении Первого Всебелорусского съезда.
В 1918 году он становится одним из инициаторов провозглашения БНР (Белорусской Народной Республики), занимает должность секретаря народного просвещения, а после распада БНР совместно с другими деятелями организовывает Социал-демократическую партию. При этом является автором проекта её программы и одним из теоретиков демократизма Беларуси. С 1917 по 1920 годы Смолич активно участвовал практически во всех акциях, связанных с определением судьбы Беларуси.

БЕСЦЕННЫЙ ВКЛАД В НАУКУ

И всё же, невзирая на политические успехи, он, прежде всего, учёный. Причём самоотверженно преданный избранному%d1%81%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%87-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-1905-%d0%b8-1910-%d0%b3%d0%b3 делу.
В 1918 году в минском доме Кантаровича он начинает кропотливую работу над созданием своей самой знаменитой работы –«Геаграфія Беларусі». Интересно, что в наши дни этот факт дал почву для работы исследователей, которые пытаются выяснить, действительно ли 27-летний Аркадий Антонович в то время познакомился с будущим нобелевским лауреатом по экономике Леонидом Кантаровичем, который был ещё ребёнком.
Всего через год фундаментальный труд был завершён и впоследствии выдержал несколько переизданий.
В этой работе среди прочего Смолич высказывает предположение о том, что в древности на белорусской земле существовало «Геродотово море», на месте которого спустя столетия остались великие болота, что лежат вдоль реки Припять и озёра: «Князь-озеро», «Выгошанское озеро», «Чёрное озеро». Данное предположение и поныне будоражит умы учёных.
В итоге «Геаграфія Беларусі» оказалась в списке «вредительских» и была запрещена в Польше, Литве, Латвии и Советском Союзе. Автор, разумеется, тоже.
Всего же после 1919 года свет увидели более 30 разнообразных научных работ учёного, которые затрагивали вопросы5-%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81%d1%8b-%d0%b3%d0%b5%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%be%d0%b2-%d0%bf%d1%80%d0%b8-%d0%b8%d1%88%d0%b8%d0%bc%d1%81%d0%ba экономики, картографии, научной белорусской терминологии. Довольно интересно, что Смолич стремился не использовать иностранных и заимствованных слов в своих работах. Для них он находил белорусские эквиваленты: вместо экспорта – вывоз, вместо импорта – ввоз и т.д.
Помимо географических работ он являлся редактором ряда терминологических сборников, участвовал в составлении ботанического и сельскохозяйственного выпусков, работал над составлением атласа БССР.
Стоит заметить, что свои фундаментальные знания Аркадий Антонович стремился донести до людей не только при помощи публицистики, но и преподаванием. В сентябре 1920-го года из-за наступления польской армии он покидает Гродно и переезжает в Вильну, где принимает участие в создании белорусского товарищества, занимает пост его первого председателя. Позже это товарищество сыграет немалую роль в борьбе трудящихся Западной Беларуси за национальную школу и культуру. Кроме того, Смолич работает преподавателем Виленской гимназии. Его лекции справедливо вызывают большой интерес у аудитории. И в настоящее время белорусские экономисты приводят для студентов выдержки лекций Смолича. Например, эту: «Как писала в 1910 г. «Наша Ніва», «англичане из Лондона едят масло из Дисны и яйца из-под Радошковичей».
Словам Смолича верили в учёных кругах и не подвергали их сомнению, поскольку наш земляк был не просто географом, а являлся одним из самых влиятельных белорусских учёных-экономистов 1920-х годов. Именно так охарактеризовал его народный комиссар земледелия БССР, заместитель Председателя Госплана БССР Дмитрий Прищепов.
В 1922 году Аркадий Антонович подводит черту под своей политической деятельностью. Он переезжает в Минск для проведения культурно-научной работы ещё до амнистии правительством БНР. И вновь проявляет себя как человек деятельный, активный и целеустремлённый. Вначале заведует планово-экономическим отделом наркомата земледелия, после преподаёт географию в БГУ. Это его усилиями в университете появляются кафедра краеведения и географический кабинет, это Смолич инициирует проведение сначала Минской, а после и Всебелорусской краеведческих конференций, это при его непосредственном участии основывается журнал «Наш край», а позже ещё один журнал «Плуг». Кроме того именно Смолич в составе комиссии Госплана БССР в процессе районирования территории Беларуси делит её на 10 административно-хозяйственных округа, прилагает немалые усилия для открытия Гори-Горецкой сельскохозяйственной академии, Научно-исследовательского института сельского хозяйства и лесоводства в Минске, Института белорусской культуры, на базе которого впоследствии появилась Академия наук.
В 1926 году по рекомендации ректора БГУ Владимира Пичеты Смолич становится первым белорусским профессором географии. Он как никто другой заслужил это право, поскольку его вклад в исследование Беларуси безграничен и не имеет аналогов. Это видят и в учёных кругах: Русское географическое общество награждает Аркадия Антоновича малой золотой медалью, а выдающийся российский географ Пётр Семёнов–Тян–Шанский пророчит Смоличу большие перспективы в избранном географическом направлении и называет исследователем-новатором.
К сожалению, новаторский подход белорусского энтузиаста нравился далеко не всем.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОЛГОФУ

В 1930-м году на научной деятельности Аркадия Антоновича был поставлен крест. В конце июня его арестовали по сфабрикованному делу мифической организации «Союз освобождения Беларуси». Этот процесс положил начало активной борьбе власти с национал-демократами и прочими «врагами народа» и явился первым массовым внесудебным процессом БССР.
Более ста белорусских учёных, общественно-политических деятелей и писателей обвинили в следующем: «Являлись членами контрреволюционной организации «Союз возрождения Белоруссии» (СВБ), в дальнейшем переименованной в «Союз освобождения Белоруссии» (СОБ). Осуществляли организованное вредительство на культурном, идеологическом и других участках социалистического строительства, проводили антисоветскую националистическую агитацию, направленную на замедление темпов развития Белоруссии по социалистическому пути, ставя окончательной целью отрыв Белоруссии в этнографических границах от Советского Союза и создание так называемой «Белорусской Народной Республики (БНР)».
Материалы дела составили 29 томов. На Смолича, который якобы являлся членом руководства (наряду с Я. Купалой, И Красов-ским, С. Некрашевичем и др.), было направлено особо пристальное внимание чекистов. Такой прессинг выдерживали далеко не все. Доведённый до отчаяния Я. Купала в ноябре 1930 года пытался покончить с собой, в феврале 1931 года после очередного допроса органами ГПУ покончил жизнь самоубийством Всеволод Игнатовский, бывший президент Белорусской академии наук. Но Смолич был сильнее обстоятельств. В итоге после разбирательства его сослали на 5 лет в г. Оса Пермской области, оттуда – в г. Ишим Тюменской области. Но и там он находит способ реализовать себя – с 1932 года преподаёт в Ишимском педтехникуме.
В 1935 году Аркадию Антоновичу великодушно даруют «свободу» без права проживания в Москве, Ленинграде и столицах республик Советского Союза. Он пробует вернуться домой, но в итоге остаётся в Ишиме. Казалось, всё позади – обвинения сняты, работа налажена, жизнь постепенно вошла в нужную колею. Он проводит со студентами ряд научно-исследовательских экспедиций, итогом которых стала научная работа «Зона лиственных лесов и пойм Западной Сибири на меридиане Ишима». Как оказалось, эта работа стала последней в жизни гениального учёного, она так и осталась в рукописи.
18 июля 1937 года Смолич вновь был арестован, а спустя год расстрелян в Омске. Долгое время его семья находилась в неведении и опальном положении. Лишь в 1957 году Аркадий Антонович был реабилитирован посмертно, окончательная же реабилитация профессора состоялась 10 июня 1988 года.
Несладко пришлось и друзьям Аркадия Смолича, которые на протяжении многих лет держали связь с его женой и дочерьми. Так, Зоська Верас в одном из интервью газете «Наша Нива» вспоминала, как её воспоминания «Пяць месяцаў ў Менску» буквально сняли с печатной машинки только за то, что там упоминалось имя Смолича. Той же газете она в 1985 году говорила: «Я тоже хотела бы знать, какая вина была Аркадия Смолича… Хоть недавно читала довольно злостную критику на него… А я что могу иметь против него? Мы же с ним так хорошо дружили. Называл меня «сестрёнкой». У меня много его писем. Его жены ещё больше…».

ИМЯ СМОЛИЧА СЕГОДНЯ

С момента окончательной реабилитации Аркадия Антоновича прошло менее 30-ти лет. Его имя вышло из тени неведения и заслуженно стало в ряд великих учёных. В БГУ, как и во всей республике, регулярно проводятся вечера памяти учёного. Особое внимание – со стороны жителей Кличевского района. Уже стали традиционными Смоличские чтения, которые проходят с участием именитых белорусов на родине учёного – в агрогородке Бацевичи, районная библиотека организует выставки, посвящённые Смоличу, музей свято хранит вещи нашего земляка, переданные его родными.
Но не только у нас чтут это имя. В виртуальном музее Гулага можно найти фотографии Аркадия Антоновича и копию его рукописи «О подготовке преподавателей географии в условиях Ишима» (1934г.).
В наши дни одной из высших наград Белорусского географического общества является медаль А. А. Смолича. В 2015 году в Беларуси появилась первая Народная стипендия имени Аркадия Смолича, которая назначается студентам не за успехи в обучении, а за активную общественную деятельность.
Несмотря на то, что Смолич так и не был удостоен звания действительного члена Белорусской академии наук (хотя был выдвинут в своё время на его получение), в 2001 году академик Пётр Никитенко и исследователь истории экономической мысли Беларуси Виталий Бусько сочли необходимым включить имя Аркадия Антоновича в свой сборник о первых академиках нашей страны.

Подготовила Ольга ЛАПКО.

Последние новости

Правопорядок

Отвечает участковый инспектор милиции

24 апреля 2024
Дорожная безопасность

Единый день безопасности дорожного движения пройдёт 26 апреля

24 апреля 2024
В трудовых коллективах

Преуспеть во всём

24 апреля 2024
ВНС-2024

Мнение делегата ВНС

23 апреля 2024
У раёне

У раёне

23 апреля 2024
НОВОСТЬ ДНЯ

Субботник на Кличевщине: поддержание порядка – задача общая

23 апреля 2024
Кличевщина

Результаты достойные, но работать есть над чем

23 апреля 2024
Профсоюзы

ДОСКА ПОЧЁТА по состоянию на 22 апреля

23 апреля 2024
Партии

Ряды коммунистов пополняются

23 апреля 2024
Безопасность

Будни спасателей

22 апреля 2024

Рекомендуем

80-ЛЕТИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ

«Разам з мастацтвам» – открытый диалог

12 апреля 2024
100-летие Кличевского района

Сто лет – сто деревьев

16 апреля 2024
Безопасность

За безопасность вместе

16 апреля 2024
ВНС-2024

Мнение делегата ВНС

23 апреля 2024
Беларусь помнит

Нельзя забыть. Нельзя понять. Нельзя оправдать

11 апреля 2024
Призыв-2024

Будущие солдаты получили повестки

16 апреля 2024
Охрана природы

Беречь природу – задача каждого!

16 апреля 2024
В трудовых коллективах

На любимой работе труд только в радость!

19 апреля 2024