Проповедики земли Кличевской: Степан Рункевич

размещено в: Наши новости | 4

Цикл публикаций «Проповедники земли кличевской» мы начали с рассказа о жизни и деятельности священника кличевской Свято–Троицкой церкви Григория Рункевича. Не менее интересной была судьба его детей. Огромный вклад в восстановление православного наследия нашего края внёс кандидат богословия, преподаватель истории Русской Православной Церкви Минских Духовных Академии и Семинарии Гордей Эдуардович Щеглов. Его интерес к личности одного из сыновей священника, писателя-историка, археографа, педагога и церковного деятеля Степана Григорьевича Рункевича, позволил значительно расширить малоизвестные факты из жизни нашего земляка. Гордей Щеглов смог поднять из небытия сведения о Рункевичах и донести их до тех, кому небезразлична история Родины и людей, на ней творящих. И, как результат архивных поисков, в 2008 году вышла в свет монография писателя «Степан Григорьевич Рункевич (1867-1924). Жизнь и служение на переломе эпох». С интересом прочитав книгу, я оживила ранее собранный и немного призабытый материал о православии на Кличевщине. Восстановив имена, события, звуки давно минувших дней и эпох, пришлось с новой силой взяться за одну из утраченных страниц прошлого, чтобы потом, произнося слова «Кличев гордится своими славными земляками…», можно было с гордостью произносить и их имена. Но для этого надо ещё много поработать всем и вместе.
Степан Григорьевич РУНКЕВИЧ
Имя этого человека в наших краях забыто. И те многочисленные труды учёного, которые, может быть, иногда и попадали в руки местным историкам и краеведам, не могли даже натолкнуть на мысль, что их автор – наш земляк. Есть сведения о нём в биографическом словаре Н.И. Афанасьева «Современники» и в «Энциклопедии» Брокгауза и Ефрона, но, к сожалению, они довольно скупы.
Степану был всего годик, когда семья, в которой он воспитывался, приехала в Кличев. И прожил он здесь 8 лет, пока отца не перевели в другую церковь. Здесь умерла мать Пелагия Ивановна Костко, дочь местного священника Иоанна. И вполне вероятно, что, уже будучи учёным, он не раз заезжал в Кличев поклониться могилке так рано ушедшего родного человека. Кличевская земля и её животворящие источники одарили учёного силой и талантом. Здесь закалилась воля, выработалось терпение, благодаря чему впоследствии он смог состояться как учёный, известный церковный историк, архивист, государственный деятелель.
Бесспорно, в его судьбе много интересного, но не менее интересным было и время, в которое ему выпало жить и трудиться. Конец XIX – начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на церковь, – это один из наиболее любопытнейших и вместе с тем трагических периодов нашей истории.
Родился Степан 11 января 1867 года в селе Корытное Бобруйского уезда. 18 января был крещён. Восприемниками (крёстными) были известный в Минской губернии благотворитель – помещик Слуцкого уезда Константин Ксавериевич Войнилович и Евгения Ивановна Костко, младшая родная сестра матери. Крещение совершил настоятель голынской Покровской церкви, духовник благочиния Илья Андреевский, который в 1857 году начинал службу в бацевичской Петропавловской церкви. А в 1859 г. его сменил Алексий Смолич.
В Кличев семья отца Григория Рункевича переехала летом 1868 года. Старшему сыну Михаилу было 6 лет, Марии – года 4, а Степан только что начал делать первые шаги. Дети Григория отличались аккуратностью и спокойствием. С раннего детства приучались к труду. Жизнь в Кличеве потихоньку наладилась. Через два года Пелагея Ивановна родила ещё одного, четвёртого ребёнка – Николая, но так и не смогла окрепнуть после родов и на следующий год умерла, оставив малолетних детей на воспитание отцу Григорию. Теперь, кроме пастырских обязанностей, ему одному нужно было воспитывать не только своих детей, но и троих родных братьев, которые находились у него на попечении после смерти отца.
«Семейная обстановка, в которой жил Степан, наложила определённый отпечаток на его сознание, и впоследствии, размышляя над причинами не вполне достаточного влияния духовенства на современное общество, он увидел корень зла в «чрезвычайно неудобном строении быта нашего духовенства» и внёс предложение полностью и коренным образом переустроить духовенство. Хотя эти предложения по большей части были проникнуты мечтательным идеализмом, одна мысль была вполне зрелой и в общем могла бы иметь применение. Он считал, что в заботе об улучшении быта духовенства следует обращать первое внимание не на увеличение денежного содержания священника, а на полное по возможности обеспечение образования детей священнослужителей и безбедной жизни сирот. В этой мысли он выражал то, что сам видел, прочувствовал и пережил на собственном детском опыте.» (Г.Э.Щеглов. «Степан Григорьевич Рункевич (1867-1924). Жизнь и служение на переломе эпох»).
Детские годы, проведённые в Кличеве, Степан Григорьевич вспоминал с теплотой. Это были самые беззаботные годы жизни. Здесь всё родное: и дом, в котором много лет прожил дед, и церковь, и добрые люди. А в местечке Заславль Минского уезда, куда 4 августа 1876 года перевели его отца, всё чужое. Мало того, переезд был против воли Григория. На новом месте нужно было обживаться, но все сбережения потрачены на устройство двух приходов, и семья оказалась практически разорённой. В этом году Степан должен был поступать на подготовительное отделение Минского духовного училища, но только к глубокой осени Григорий начал хлопотать о поступлении сына. Благодаря домашней подготовке и учитывая семейные обстоятельства, Степан, минуя подготовительное отделение, был сразу зачислен в первый класс. В четвёртом классе этого же училища учился старший брат Михаил, а сестра Мария – в третьем классе женского духовного училища. В силу трудного семейного положения они были приняты в училище на полное епархиальное содержание. Уже в училище Степан проявил блестящие способности. На протяжении четырёх лет он неизменно возглавлял разрядный список успеваемости учеников. В 1881 году с отличием окончил духовное училище и был принят в Минскую духовную семинарию, где за обучение уже приходилось платить.
Хотя учёба двух сыновей и составляла определённую трудность, но не сильно отягощала отца, потому что его дети были лучшими учениками. Он гордился ими и безмерно благодарил за это Бога. Дети придавали силы сложной и противоречивой судьбе Григория, и в них был основной смысл его жизни. Степан Рункевич окончил Минскую духовную семинарию вторым по успеваемости и был рекомендован Правлением семинарии к поступлению в Санкт-Петербургскую духовную академию. Успешно выдержав экзамены, он был зачислен на историческое отделение. Здесь на четвёртом курсе продолжал учёбу брат Михаил. Младшего Николая отец Григорий перевёл из минской в с.-петербургскую семинарию, поближе к братьям. Академия и семинария находились рядом и размещались на территории Александро-Невской Лавры. Впоследствии С.Г. Рункевич напишет книгу «Александро-Невская Лавра» и много лет отдаст описанию архива Лавры за период царствования Императора Петра Великого.
В академии в эти годы преподавал знаменитый профессор Михаил Осипович Коялович, уроженец белорусской земли. В Белоруссии его имя уже давно пользовалось самой широкой известностью. Его знали и как учёного исследователя, и как борца за православно-русское дело. М.О. Коялович хорошо знал историю Западной России, где русское православие на протяжении многих веков соприкасалось с западным католическим миром. М.О. Коялович не отделял судьбу Белоруссии от общей судьбы России и не уставал повторять о единстве исторической и культурной миссии славян, объединённых кирилломефодиевской идеей. Его искренне волновали и тревожили судьбы славянства в целом, разъединённого не только территориально, но и конфессионально. Ещё у себя дома Степан Рункевич был наслышан о профессоре Кояловиче. К нему давно относились с глубоким почитанием. Сохранилось письмо, написанное в 1881 году священником Григорием Рункевичем профессору М.О. Кояловичу в Петербург. Письмо это интересное и содержательное.

Людмила МАРЧЕНКО.
(Продолжение будет).

4 Responses

  1. Анатолий

    Читал и не видел, что в заглавии статьи есть ошибка. Исправьте слово «ПРОПОВЕДИКИ» на «ПРОПОВЕДНИКИ». :oops: :oops: :oops:

  2. Анатолий

    Уважаемый автор Людмила Марченко, я с интересом перечитываю все ваши статьи о нашей истории. Почему Вы больше не пишите? Ваши 2 статьи «Проповедники земли кличевской» заразили думаю не только меня, но к удивлению, уже длительное время нет продолжения. Когда же Вы нас порадуете?

  3. Лысенко

    Спасибо, порадовали интересным материалом. Прочитал легко и с большим удовольствием. Жду продолжения.

Оставить ответ

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)