ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ, или ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

размещено в: Наши новости | 0

В недавнем  материале  «Прерванный  полёт»,  опубликованном  в   «Сцяг  Саветаў»  (№10  за  6  февраля),

Д. М. Климаченков.

рассказывалось  о  том,  что  29-30 января 2015 года около д. Межное поисковиками из Могилёвского областного историко-патриотического отряда «ВИККРУ» по информации, предоставленной поисковой группой «Ольса», действующей при ГУДО «Кличевский центр детского творчества», проводился подъём советского самолёта, сбитого  в  этом   районе  осенью  1943 года.
Историю о падении самолёта поисковикам рассказали жители д.Межное, которые наблюдали за этой трагедией осенним вечером 1943 года. С их слов, советский бомбардировщик был сбит вражеским ночным истребителем. Самолёт задымил и резко начал падать на лес. Лётчик со штурманом выбросились на парашютах (бортрадист и стрелок к тому времени были уже мертвы), а самолёт рухнул в болото. Утром местные жители вместе с партизанами направились к месту взрыва, где увидели торчащий из болота хвост самолёта, а вокруг множество различных элементов бомбардировщика. Среди ветвей большой ели на парашютных стропах был обнаружен и один из лётчиков. Раненый, он  провёл здесь всю ночь и только с помощью местных жителей смог спуститься на землю.
Ребята из могилёвского поискового отряда «Виккру» очень заинтересовались этой историей. Учитывая прошлогодний успешный опыт поиска и подъёма экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 у д. Макаренцы Могилёвского района, было принято решение самолёт поднять и установить имена погибших членов экипажа. Координацию работ взяло на себя Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодёжи облисполкома, руководство Кличевского

Бомбардировщик Ил-4.

райисполкома,  отдел  идеологической  работы,  культуры  и  по  делам  молодёжи  райисполкома,  который  возглавляет  В. Г. Ваакс. Специалисты Гончанского лесничества ГЛХУ «Кличевский лесхоз» прорубили около 1 км просеки среди болотистого леса, а ОАО  «ПМК-89 Вод-строй» предоставило необходимую технику. И как только установилась морозная погода в конце января, приступили к работе тяжёлая техника, поисковики «Виккру» и ребята из кружка «Военная история Беларуси» областного центра творчества. Все работы проводились в тесном взаимодействии со специалистами 52-го специализированного поискового батальона Мин-обороны, сапёрно-пиротехнической группы в/ч 5527. Благодаря упорной и самоотверженной двухдневной  работе, из промёрзшей торфяной жижи были подняты номерные детали самолёта и костные останки  двух  погибших  лётчиков.
Тогда  был поднят двигатель  самолёта   с хорошо сохранившимися   винтом  и  цилиндрами, на которых удалось прочитать номера.  По  ним  с помощью  российских  коллег поискового форума «Тризна»  установлен номер самолёта  (№11013). Таким образом,  только через 70 с лишним лет открылись обстоятельства  гибели  на  Кличевщине советского  бомбардировщика  и  двух  членов   его  экипажа.
Как выяснилось, 27 октября 1943 года пять экипажей Ил-4 17-го гвардейского бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия вылетели с аэродрома Адуево (северо-восточнее города Медынь (тогда —  Смоленская,  ныне — Калужская область) с боевым заданием  бомбардировки  железнодорожного  узла  Минск. Среди них был  и  экипаж  гвардии   младшего   лейтенанта  Климаченкова.
В  наградном листе на  командира, обнаруженном поисковиками на сайте  ОБД «Мемориал», об этом вылете говорится:  «… 27. 10. 43 г. при налёте на ж. д. узел Минск, пройдя линию фронта,  был атакован немецким истребителем противника,  при этом стрелок  и  радист были убиты, машина сгорела,  сам гвардии  мл. лейтенант   Климаченков   со штурманом Гвоздовским спустились на парашютах на территорию, занятую противником.  После многих усилий добрался  до партизанского  отряда,  откуда  был   переброшен  через   линию   фронта.  25.01.1944 г.  Климаченков вернулся в часть и снова вошёл в строй боевых лётчиков…».
А подтверждение того, что советский бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) был сбит 27 октября на высоте 4600 м в квадрате Межное, было найдено  у  немецкого лётчика,     его  группа  ночных истребителей  осенью  1943  года  базировалась  в  Орше.
Благодаря тесному сотрудничеству  Могилёвского областного    историко-патриотического   отряда  «ВИККРУ» (руководитель  Николай  Сергеевич  Борисенко)  с российскими исследователями, удалось установить подробности трагедии в кличевском лесу и судьбы лётчиков. Эти  20-25-летние ребята  служили в 17-м гвардейском бомбардировочном  авиаполку.  В  тот  роковой  полёт командир экипажа гвардии младший лейтенант  Дмитрий  Климаченков (1922 г.р., уроженец Калининской (ныне Тверской  области) выпрыгнул с парашютом из горящего самолёта,  потом  попал к партизанам, а затем вернулся в свою часть. Продолжал геройски воевать, совершил 134 боевых вылета, награждён орденами и медалями. После войны  жизнь  связал с армией, генерал-майор, проживал в Полтаве. Умер в сентябре 2012 года.
Штурман самолёта гвардии  старшина  Алексей Гвоздовский  (1918 г.р., уроженец Воронежской области) выпрыгнул из горящего самолёта вместе с командиром и с помощью партизан возвратился в свой полк. 9 июля 1944 года в составе другого экипажа вторично был сбит и не вернулся с боевого задания.
Воздушный стрелок-радист — начальник связи авиаэскадрильи гвардии старшина Вячеслав Хайлов  (1919 г.р., уроженец  Москвы) и воздушный стрелок-радист младший сержант Хаким Музаффаров (1923 г.р., уроженец Ташкента) погибли.  До 3 февраля 2015 года они числились пропавшими без вести. Сейчас Могилёвский поисковый отряд «Виккру» разыскивает родственников   погибших.
Дальнейшие  поисковые работы на месте падения самолёта будут продолжены  поисковой  группой «Ольса».
По  согласованию  с  Кличевским  райисполкомом  перезахоронение останков Вячеслава Хайлова и Хакима Музаффарова  состоится  не  позднее  9 мая  2015  года.

Лилия СЧИСЛЁНОК,
член поисковой группы «Ольса» Могилёвского областного историко-патриотического клуба «ВИККРУ», методист ГУДО «Кличевский центр детского творчества».

Оставить ответ

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)