О Декрете №3

размещено в: Наши новости | 0

Президентский Декрет о предупреждении социального иждивенчества. Об этом документе сейчас говорят и пишут очень много. Однако до сих пор есть люди, которые не совсем точно представляют себе его смысл. Декрет №3 принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей. В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании госрасходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счёт средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощённой системе налогообложения и др.).
В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняет данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости. Декретом №3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании госрасходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году. Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.

КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УПЛАТЫ СБОРА

Определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории республики менее 183 календарных дней; граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощённой системе налогообложения, в том числе путём осуществления им зачёта налогов, сборов (пошлин), пеней в счёт уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачёта указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность. В качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту), но и периоды самозанятости. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам, осуществление предпринимательской, ремесленной деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление таких видов деятельности, как репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности. Определены и периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности), зарегистрированной безработицы. Эти периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из них.
Что касается декрета от 12 января 2017 года №1, то он был разработан во исполнение поручений Президента, данных 29 апреля 2015 года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Органами государственного управления проведён мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в декрет №3. Большинство норм декрета №1 распространяет своё действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании госрасходов, а также нормы, касающиеся зачёта (взаимозачёта) налогов, уплаченных гражданами, учёта стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др. Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин проходил альтернативную службу (с 1 июля 2016 года); находился в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта; к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании госрасходов. Также исключены дополнительные условия, касающиеся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности (в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность); касающиеся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (факт и период осуществления этой деятельности подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом, что и является достаточным условием).
В связи с принятием указа от 11 апреля 2016 года №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше. Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 года, дополнены определёнными условиями. Так, в соответствии с новой редакцией закона «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признаётся участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности – формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др. Период воспитания одним из родителей ребёнка в возрасте до 7 лет дополнен условием, что в этот период ребёнок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.
Следует особо отметить, что в декрете №1 учтено предложение депутатов Палаты представителей — в декрет №3 добавлена норма, которая распространяет действие на отношения с 1 января 2015 года. Речь идёт о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимается объективное обстоятельство (или их совокупность), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счёт имеющихся возможностей. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть всё множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учёта его имущественного положения.
Большинство горожан интересуются, какие именно документы необходимо собрать, чтобы их освободили от уплаты налога или уменьшили его сумму. Чтобы комиссия приняла такое решение необходимо обязательно написать заявление в службу «одно окно». В Кличевском районе 1201 человек является не участвующим в финансировании государственных расходов. В 2017 году сбор на финансирование государственных расходов уже уплатили 40 человек, – а в прошедшем году уплату произвели 83 жителя.
В этом году в бюджет поступило 10475,0 рублей, а в 2016 году – 14687,0 рублей. Отметим, что 37 человек обратились в местные органы власти с заявлениями об освобождении от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Из них 4 человека освобождены от уплаты налога, 26-ти жителям отказано, 7 заявлений находятся на рассмотрении в комиссии райисполкома.
Срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год истек 20 февраля 2017 года. Если гражданин получит извещение после 20 февраля, то может уплатить сбор в течение 30 календарных дней.

ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ СБОРА

В связи с ситуацией, разворачивающейся вокруг Декрета №3 ”О предупреждении социального иждивенчества“, рассказываем, как себя вести, если вы получили уведомление о необходимости уплатить сбор.
Даже если вы не получили это извещение под роспись, оно считается вручённым по по истечению 10 календарных дней со дня направления вам заказного письма (такой удивительный порядок предусмотрен самим Декретом №3).
В течение 30 календарных дней поясните государству, в лице ИМНС, почему вы не обязаны платить этот сбор. Срок в течение 30 дней для направления пояснений начинает течь с момента вручения вам уведомления лично под роспись, либо по истечении 10 дней со момента направления письма из ИМНС. Как направить пояснения в ИМНС? Адрес ИМНС можно найти на конверте от уведомления либо на сайте. Пояснения можете отнести лично (в таком случае желательно принести пояснения в 2-х экземплярах, чтобы на одном из них поставить штамп регистрации входящей корреспонденции, а второй оставить в ИМНС) либо направить по почте (заказным письмом с уведомлением). Пояснение также можно направить и через форму электронного обращения (в этом случае на ваш электронный адрес должно прийти подтверждение о том, что письмо направлено; на всякий случай рекомендуем сделать скриншот интернет-страницы).
Также можно обратиться в местный Совет депутатов с заявлением об освобождении от уплаты сбора (адрес совета депутатов можно найти на сайте районного исполнительного комитета). Такое право появилось с принятием соответствующих дополнений в Декрет № 3. Местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 15-1 Декрета №3).
К заявлению приложите документы, подтверждающие, что в 2015 году вы оказались в трудной жизненной ситуации (справки о состоянии здоровья, заявление от родителей, за которыми осуществлялся уход, копии документов об инвалидности родителей и т.д.).
В течение месяца вам должны сообщить о принятом решении (оно оформляется в виде выписки из решения). Если решение положительное – то принесите его ИМНС для того, чтобы они «закрыли» ваше дело. Если решение отрицательное – можно обжаловать его в вышестоящий государственный орган (областной Совет депутатов или областной исполнительный комитет).

Людмила АЛЕКСАНДРОВА.

Оставить ответ

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)