«ДЕТИ ДОЖДЯ»

размещено в: Наши новости | 0

Так  называют  ребят,  у  которых  установлен  диагноз  «аутизм».  Это  довольно  распространённое  заболевание  в  современном  мире.  Специалисты  Всемирной  организации  здравоохранения  говорят  о  том,  что  количество  детей  с  этим  диагнозом  растёт  на  13  процентов  в  год.  По  данным  Центра  по  контролю  заболеваемости  (США)  распространённость  расстройств  аутического  спектра  составляет  1  случай  на  160  новорожденных.
По  инициативе  Генеральной  Ассамблеи  ООН  2  апреля  признан  Всемирным  днём  информирования  о  проблеме  аутизма.  Но  что  мы  знаем  об  этом  расстройстве  и  особенностях  поведения  с  такими  людьми?  За  консультацией  корреспондент  районной  газеты  «Сцяг  Саветаў»  обратилась  к  профессионалу  –  Ольге  Германовне  ЛУКИНОЙ,  учителю-дефектологу  Кличевского  центра  коррекционно-развивающего  обучения  и  реабилитации.
–  Ольга  Германовна,  что  же  такое  аутизм?
–  Это  расстройство  развития,  главным  проявлением  которого  является  отстранение  от  окружающего  мира,  «уход  в  себя».  В  настоящее  время  аутизм  является  одним  из  самых  распространённых  нарушений  развития.  Процесс  коммуникации  для  таких  детей  является  достаточно  сложным  и  абстрактным.  «Дети  дождя»  не  понимают,  зачем  нужно  обмениваться  информацией  со  сверстниками,  они  не  осознают,  что  другие  люди  не  понимают  их,  что  нужно  объяснять  свои  желания  и  намерения  вербально  и  невербально.  Потому  что  иначе  их  желания  останутся  невыполненными.  Вследствие  этого  непонимания  дети  начинают  проявлять  агрессию  и  самоагрессию  (бьют  себя  по  лицу,  по  голове,  кусают  руку    и  др.).
–  Что  вызывает  аутизм?
–  Эксперты  считают,  что  в  своей  основе  аутизм  может  иметь  генетическую  предрасположенность.  Учёные  всего  мира  пытаются  выяснить,  какие  именно  гены  могут  нести  ответственность  за  сбой  в  системе  мозга  человека  и  какой  принцип  лежит  в  наследовании  болезни.  Другие  исследователи  полагают,  что  аутизм  может  быть  связан  с  иными  медицинскими  проблемами  или  факторами  окружающей  среды.  Вполне  вероятно,  что  важную  роль  в  развитии  аутизма  играет  врождённая  хрупкость  эмоций  маленького  человека.  В  таких  случаях  при  воздействии  каких-либо  неблагоприятных  факторов  ребёнок  старается  закрыться  от  внешнего  мира.
–  Охарактеризуйте,  пожалуйста,  симптомы  аутизма.
–  Родителей  должно  насторожить  стремление  ребёнка  уйти  от  общения,  избегание  зрительного  контакта,  желание  ребёнка  ограничить  контакты  даже  с  близкими  людьми,  неспособность  играть  с  другими  детьми,  отсутствие  активного,  живого  интереса  к  окружающему  миру.  Стереотипность  поведения,  повторяющиеся  монотонные  движения,  страхи,  агрессия,  самоагрессия,  задержка речевого и интеллектуального развития также  должны  стать  поводом  для  обращения  к  специалистам.  Эти  и  другие  необычные  поведенческие  проявления  ограничивают  возможности  развития  ребёнка,  являются  тягостными  для  членов  семьи  и  окружающих.
–  Каким  образом  диагностируется  аутизм?
–  Характерная  особенность  аутизма  в  том,  что  не  существует  медицинских  анализов,  которые  смогли  бы  его  диагностировать.  Только  наблюдая  за  поведением  ребёнка  и  его  общением  с  окружающими  можно  поставить  диагноз  «аутизм».  Основные  симптомы  можно  разделить  на  несколько  категорий.  К  первой  относятся  социальные  взаимодействия  и  отношения.  Например,  у  ребёнка  могут  возникнуть  проблемы  со  зрительным  контактом.  Люди  с  аутизмом  по-другому  воспринимают  время,  тяжело  переживают  боль  и  обиды.  Детки,  которые  страдают  ранним  детским  аутизмом,  часто  не  реагируют  на  появление  близких  людей,  не  откликаются  на  улыбку.  Они  ведут  себя  так,  словно  рядом  никого  нет.  Одновременно  с  этим  бывают  случаи  бурной  реакции  на  любое  изменение  окружающей  среды  (к  примеру,  на  смену  режима  дня).  Такие  дети  не  общаются  с  окружающими,  предпочитают  игры  в  одиночестве,   не  откликаются,  когда  их  зовут  (не время от времени, а практически постоянно).  Ко  второй  группе  симптомов  относятся  вербальные  и  невербальные  коммуникации.  К  примеру,  когда  ребёнок  просто  не  может  говорить.  Или  напротив,  часто  повторяет  определённые  фразы  снова  и  снова.  И  третья  группа  симптомов  –  ограниченные  интересы  в  деятельности  или  игре.  К  примеру,  «дети  дождя»  младшего  возраста  часто  фокусируются  на  части  игрушки,  а  не  играют  с  целой  игрушкой.  Они  могут  приходить  в  восторг  от  пустой  бутылки  и  впадать  в  истерику  при  виде  синего  цвета.  В  любом  случае,   диагностировать  аутизм  должны  специалисты,  а  родители  лишь  могут  своевременно  обратить  внимание  на  особенности  поведения  ребёнка.
–  Установлены  ли  случаи  аутизма  у  детей  в  нашем  районе?
–  В  минувшем  году  аутизм  был  диагностирован  у  одного  ребёнка.  Но  проблема  в  том,  что  родители  даже  если  видят  странности  в  поведении  своего  ребёнка  боятся  обращаться  к  специалистам.  В  то  же  время,  если  взрослые  заметили  особенности  в  поведении  ребёнка,  не  нужно  бояться  и  ждать,  что  это  «само  пройдёт».  Для  постановки  правильного  диагноза  и  проведения  коррекционных  мероприятий  необходимо  показать  его  специалистам.  Поскольку  это  могут  быть  как  симптомы  заболевания,  так  и  индивидуальные  особенности  ребёнка.
–  Наверняка,  у  родителей  возникает  вопрос:  насколько  эффективным  и  продолжительным  может  быть  лечение?
–  Даже  в  самых  тяжёлых  случаях  упорная  коррекционная  работа  всегда  даёт  положительную  динамику.  Ребёнок  становится  более  адаптированным,  общительным  и  самостоятельным.  При  этом,  чем  раньше  начинается  работа  с  такими  детьми,   тем  больших  успехов  можно  добиться.

Беседовала  Ольга  ЛАПКО.
Фото  автора.

Оставить ответ

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)